Сегодня, 16 декабря, Госдума приняла законопроект о создании реестра грузоперевозчиков во втором и третьем чтениях. Документ опубликован в Системе обеспечения законодательной деятельности.
Когда закон вступит в силу, внесение информации о перевозчике в реестр станет обязательным: ИП и компании, не включённые в реестр, не будут иметь права осуществлять перевозки, а заключенные с ними договоры могут быть признаны недействительными. Кроме того, документ запрещает рекламу и распространение информации, содержащей предложение о перевозках, о компаниях, не включённых в реестр.
Закон также устанавливает требование, согласно которому конкретная машина в реестре может числиться только за одним перевозчиком. Кроме того, вводятся требования к водителям: за рулём автомобиля во время перевозки должен находиться либо сам ИП, либо сотрудник ИП или компании.
В реестре не нужно будет регистрироваться владельцам грузовиков массой до 3,5 тонн, международным перевозчикам, тем, кто перевозит грузы для собственных нужд и владельцам машин, не выезжающих на дороги общего пользования.
Регистрация в реестре будет бесплатной, она будет осуществляться в режиме онлайн. Включение в реестр будет происходить не позднее, чем в следующий рабочий день после подачи заявления. Основанием для отказа могут стать недостоверные сведения или дублирование данных (например, если автомобиль, данные о котором подаёт перевозчик, уже числится за другим перевозчиком).
Закон вступит в силу 1 марта 2027 года. Перевозчики будут обязаны подать заявления о включении в реестр в течение 30 дней с этой даты.
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что по экспертным оценкам свыше 60% грузоперевозок в России осуществляются по «серым» схемам физическими лицами, которым владельцы передают автомобили по договорам аренды для снижения налогов и ухода от ответственности. Авторы документа рассчитывают, что в случае легализации таких перевозок дополнительные поступления в бюджет могут достигнуть 450 млрд рублей в год.
