В сегменте грузоперевозок не более 30% компаний работают официально; остальные находятся вне правового поля и уклоняются от уплаты налогов. Об этом пишет портал Logirus со ссылкой на аналитический обзор, подготовленный ассоциацией «АвтоГрузЭкс» при участии Ассоциации добросовестных налогоплательщиков «РАДО» и крупных транспортных компаний.
В обзоре говорится, что российские перевозчики чаще всего «оптимизируют» подоходные налоги и страховые взносы при выплате зарплат. Финансовый директор ПЭК Роман Ромашевский отмечает, что недобросовестные компании официально выплачивают сотрудникам лишь МРОТ в размере чуть менее 20 тысяч рублей; остальная часть зарплаты остаётся вне правового поля. Поэтому одним из показателей благонадёжности можно считать уровень средней начисленной зарплаты (соотношение ФОТ к количеству сотрудников). При расчёте можно ориентироваться на среднюю зарплату в отрасли (ОКВЭД 49): по итогам 2023 года она составила 77 504 рубля.
Второй по популярности вариант, по данным «АвтоГрузЭкс» — уход от НДС. В обзоре отмечается, что наиболее распространена так называемая «топливная схема», когда компания проводит часть оплаты субподрядчикам на УСН или ПСН не деньгами, а горючим, а при декларировании указывает, что топливо израсходовала самостоятельно. Так компания получает вычет по НДС и снижает расходы на оплату услуг субподрядчиков.
Некоторые компании также приобретают «бумажный НДС»: оплачивают услуги или товары от контрагентов, но фактически ничего не получают. Так они увеличивают расходы, уменьшая сумму НДС.
Генеральный директор DIZI Group Динар Хабибуллин отмечает, что оптимизация налогов часто связана с нехваткой навыков для корректного расчёта НДС. В связи с этим важно наладить информирование и обучение специалистов корректному оформлению сопроводительных документов и расчетам налоговых ставок.
Logirus пишет, что «АвтоГрузЭкс» совместно с НДС договорились о создании рабочей группы, которая займётся подготовкой и утверждением единой системы показателей целевой налоговой нагрузки. С её помощью предприниматели смогут в реальном времени отслеживать информацию о контрагентах и их благонадёжности.