В Госдуму внесён законопроект о создании национальной цифровой транспортно-логистической платформы и реестра уведомлений о перевозке грузов, регистрация в котором станет обязательным условием для выполнения коммерческих перевозок. Документ опубликован в Системе обеспечения законодательной деятельности.
Как пишет портал «РЖД-Партнёр», реестр будет вестись на базе национальной цифровой транспортно-логистической платформы «ГосЛог». Право на осуществление деятельности по перевозке грузов будет предоставляться юрлицу или ИП со дня регистрации уведомления в реестре и утрачиваться со дня исключения из реестра. В реестр будут подаваться сведения не только о компаниях, но и о транспортных средствах.
Регистрироваться в реестре не придётся владельцам транспорта, которые выполняют перевозки для собственных нужд, предпринимателям, владеющим грузовиками максимальной массой менее 3,5 тонн и перевозчикам, допущенным к осуществлению международных перевозок. Все сведения из реестра будут открытыми и общедоступными (за исключением сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей).
Законопроект содержит ряд требований к перевозчикам, которым необходимо соответствовать для внесения в реестр. Предпринимателям придётся подтвердить финансовую состоятельность (отсутствие недоимок по налогам и других задолженностей), профессиональную надежность (отсутствие непогашенной или неснятой судимости) и профессиональную компетентность (в штате компании или ИП должен быть как минимум один специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, допускается исполнение обязанностей такого специалиста самим ИП).
В пояснительной записке к документу отмечается, что до 60% перевозок сегодня осуществляется по «серым» схемам физическими лицами, которым владельцы грузовых автомобилей сдают транспорт в аренду «с целью снижения налогов и ухода от ответственности». Авторы законопроекта отмечают, что в сложившейся ситуации добросовестные перевозчики находятся в неравных конкурентных условиях с перевозчиками нелегальными, а принятие законопроекта позволит сделать рынок прозрачным, повысить уровень безопасности перевозок и увеличить поступления в бюджет.
Если законопроект будет принят Госдумой в текущем виде, он вступит в силу 1 марта 2025 года.
Напомним, идея создания реестра грузоперевозчиков не нова: она рассматривалась в 2019 году. Тогда законопроект, вынесенный на рассмотрение Госдумы, был отложен на неопределённый срок.