← Дзен

Эксперт: рынок автоперевозок достиг баланса спроса и предложения

Санкции негативно повлияли на российский рынок транспортно-логистических услуг. Об этом порталу Logirus рассказала кандидат экономических наук, управляющий партнёр M.A. Research Людмила Симонова.

Сильнее всего от санкций пострадали международные перевозки воздушным и автомобильным транспортом. Эксперт отмечает, что выручка компаний в сегменте воздушных перевозок снизилась на 57%. Железнодорожные операторы сумели нарастить выручку благодаря повышению тарифов. 

Выручка компаний, осуществляющих автомобильные перевозки, за год увеличилась на 6% и достигла 1141 млрд рублей. Положительная динамика обеспечена повышением тарифов, тоннажа и грузооборота на внутренних направлениях. Рост тарифов, начавшийся в третьем квартале 2022 года, позволил перевозчикам по итогам года увеличить выручку на 10%.

К четвёртому кварталу завершилось структурное перераспределение на внутренних направлениях: часть грузового транспорта переместилась с европейской части России в другие регионы, часть игроков покинула рынок, парк транспортных средств сократился. Людмила Симонова отмечает, что к началу 2023 года рынок стабилизировался с точки зрения спроса и предложения.

Хуже обстоят дела в сегменте международных автоперевозок. Здесь резкое падение объёмов сопровождалось двух-трёхкратным повышением тарифов из-за усложнения логистики. На стоимость перевозок влияли простои на погранпереходах и повышенные риски. В результате рынок международных перевозок в России сократился в стоимостном выражении на 10%, а объём перевозок в тоннах упал более чем на 60%.

Общим трендом Людмила Симонова называет смещение логистических операций в регионы России и переориентацию участников рынка на обслуживание российских производителей и торговых сетей. Основные риски в 2023 году, как отмечает эксперт, будут связаны с возможностью введения новых санкций — в первую очередь, вторичных, в отношении партнёров из дружественных стран.