В 2021 году ФНС начала пристальнее следить за оформлением транспортных накладных, а некоторые грузовладельцы, работающие с экспедиторами, стали разделять расходы на перевозку грузов на две части — непосредственную стоимость перевозки и экспедиторское вознаграждение. Для чего это нужно и законны ли такие действия? На вопросы отвечает транспортный юрист Антон Смородников.
— После внесения изменений в пункт 2.1.1 «Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» (постановление правительства №2200 от 21.12.2020) в фокусе внимания налоговиков оказались экспедиторы, которые иногда фигурируют в ТН в качестве перевозчиков, чтобы уменьшить налогооблагаемую базу. Из-за этого многие грузовладельцы начали работать «вбелую» и оформлять накладные в полном соответствии с законодательством — указывая экспедитора в качестве экспедитора и эксплуатанта ТС в качестве перевозчика.
Некоторые грузовладельцы начали разделять расходы на перевозку на две части: реальную стоимость перевозки и вознаграждение, которое получает экспедитор. Зачем?
Дело в том, что экспедитор, который не является перевозчиком, не оказывает услуг по перевозке грузов. Он не обязан формировать доходную часть налоговой базы на основании средств, полученных в качестве возмещения стоимости услуг от третьих лиц. Затраты экспедитора на оплату услуг перевозчика не должны включаться в состав расходов по налогу на прибыль. Перечисление денежных средств за оплату транспортных услуг, которые оказывает сторонняя организация, отражаются по дебету счетов 60 («расчёты с подрядчиками и поставщиками») и 51 («расчётные счета»).
В таком случае плата за перевозку, производимую экспедитором за счет средств клиента, не признаётся расходами организации — ведь она не приводит к уменьшению экономических выгод в результате выбытия средств.
В соответствии с определением из ст. 39 НК РФ, экспедитор не реализует собственные услуги по перевозке грузов. Поэтому полученное от покупателя возмещение стоимости перевозки не подлежит включению экспедитором в налоговую базу по НДС — так как НДС облагать нечего.
Такая схема не противоречит положениям Налогового кодекса и может применяться в хозяйственной деятельности. Чтобы избежать проблем, важно правильно оформлять экспедиторские документы — поручение экспедитору и экспедиторскую расписку.
Подробнее о юридических аспектах этого вопроса читайте в статье Антона Смородникова «Уплата экспедитором НДС за полученную от клиента провозную плату».
Позиция автора может не совпадать с точкой зрения редакции.