По данным Центробанка, в I квартале 2021 года в России было заключено около 727 тыс. договоров страхования грузов. За тот же период в 2020 году – 924 тыс. договоров. Финансовый сегмент в 2020 году просел в сравнении с 2019: общее число договоров заключено на сумму 19,9 млн рублей (страховая сумма 53,4 трлн) против 21,6 млн (70 трлн). В Ассоциации профессиональных страховых брокеров падение связывают с пандемией и введёнными из-за неё ограничениями.
Однако глобальная причина кроется в общих настроениях перевозчиков. По словам Татьяны Никифорович, вице-президента Северо-Западного дивизиона «Ренессанс страхование», уровень страховой культуры среди компаний невысок. Это выражается в непонимании целей и задач страхования и стремлении к оптимизации издержек.
«Если в Европе 70-80% перевозимых грузов имеют защиту по программе страхования грузов, то в России эта доля значительно меньше», — добавляет Татьяна Никифорович.
Эксперт отмечает, что в России перевозчики несут полную ответственность за груз. За рубежом ответственность перевозчика, как правило, ограничивается фиксированной суммой за килограмм груза. Такая система дает перевозчикам возможность точно оценить риски и стимулирует отправителей оформлять страховку, которая покроет всю сумму ущерба (а не её часть за счет перевозчика, как это сегодня происходит в России).
Некоторые крупные перевозчики разрабатывают собственные решения. Например, «Деловые Линии» сотрудничают со страховыми компаниями еще с 2005 года, регулярно расширяя их перечень для удобства клиентов. При этом стоимость страхования зависит от цены перевозки, а не от стоимости груза. Эксперты отмечают, что логистический оператор совершил переворот в страховании грузов: фиксированная стоимость, онлайн-урегулирование по одному документу — до этого никто из транспортных компаний подобное не предлагал. Помимо стандартного страхования грузов, в «Деловых Линиях» страхуют и сроки доставки с возмещением, превышающим затраты на перевозку. Порядок получения выплат максимально упрощен и автоматизирован – процедура занимает до трех дней.
«Мы пока единственные, кто так делает», — отмечает гендиректор «Деловых Линий» Фарид Мадани. По его словам, сегодня клиентам при возникновении страхового случая с грузом страховые компании, работающие с логистическим оператором, компенсируют 110% его стоимости, а при страховании срока — 120% стоимости перевозки.
Пока страхование грузов не входит в тройку основных видов страхования. Сегмент невелик, но аналитики считают, что при стремлении участников рынка решить существующие проблемы он будет увеличиваться. На ситуацию могут повлиять новые стандарты, ставшие обязательными для страховщиков с 5 июня. Теперь страховая отрасль предлагает максимальную защиту для перевозчиков и экспедиторов: помимо страхования ответственности за нарушение договора, «можно осуществлять страхование риска ответственности за причинение вреда третьим лицам, а также расходы, которые могут возникнуть у автоперевозчика и экспедитора», отмечают во Всероссийском союзе страховщиков.