В редакцию ATI.SU поступило письмо от одного из участников Биржи грузоперевозок с просьбой разъяснить правила заполнения транспортных накладных нового образца. На сегодняшний день органы власти никакой официальной информации о правилах заполнения накладных не публиковали, поэтому мы связались с руководителем юридической компании «Богатов Групп» Сергеем Богатовым и получили от него развёрнутый комментарий.
С 1 января 2021 года вступили изменения в огромном количестве нормативных актов, касающихся перевозок. Новые Правила перевозки грузов, новая форма ТН, новые требования к путевым листам, изменения в огромном количестве иных документов... отмена ЕНВД, в конце концов. Так сказать, жить мы начали по-новому.
Новую форму транспортной накладной утвердили, а указаний по порядку заполнения не дали. Профессиональное сообщество ждёт разъяснений от Минфина и Минтранса, а пока я выскажу свое мнение по порядку заполнения транспортных накладных.
Один из наиболее больных вопросов - ставить ли в пунктах 6 и 7 печать при сдаче и получении. Судя по форме, печать не предусмотрена. Однако я считаю, что грузоотправителю и грузополучателю стоит продолжать её ставить. Причина кроется хотя бы в особенностях судебной практики. Дело в том, что печать иногда является прямым доказательством сдачи/получения груза, даже если какая-либо из сторон оспаривает подлинность подписи. Печать в таких спорах часто носит решающее значение. Другое дело, когда есть доверенность на получение груза: тогда можно обойтись без печати. Но подлинник доверенности в таком случае следует забрать себе.
В графе 1 появилось дополнение "является экспедитором". Сделано это явно для того, чтобы "высветить" всю цепочку заказчиков перевозки, экспедиторов и перевозчиков. Если уж и ставить галочку в графе "является экспедитором", то сведения графы 1 надо заполнять на экспедитора.
Реалии рынка авторы новой формы накладной не учли. Цепочка из экспедиторов и диспетчеров может быть столь велика, что при всем желании вписать их в ТН не получится. Как быть в таком случае? Ждем разъяснений, но пока остается полагать, что вписывать нужно экспедитора и конечного перевозчика.