После окончания лизинговых каникул многие перевозчики сталкиваются с непосильными долгами и изъятием техники. Как правильно рассчитать сальдо и не дать лизингодателю реализовать машины за бесценок?
В последние месяцы перевозчики стали чаще обращаться за юридической помощью в спорах с лизинговыми компаниями. Об этом нам рассказал основатель компании «Богатов Групп», транспортный юрист Сергей Богатов.
— Проблемы с лизингом у перевозчиков начались ещё в начале 2025 года. В течение года поток обращений рос, продолжает расти и сейчас. Думаю, дело в лизинговых каникулах: перевозчики сперва тратили накопления, затем брали каникулы, а сейчас эти каникулы заканчиваются. Ставки хоть и подросли, но не настолько, чтобы окупить увеличившиеся платежи. Поэтому мы полагаем, что в обозримом будущем количество банкротств будет расти, — отмечает эксперт.
Как правило, на грани банкротства оказываются перевозчики, взявшие технику в лизинг в 2023 году и позднее. При этом лизинговые компании действуют по-разному: одни относятся к перевозчикам лояльнее, другие действуют жёстко и пытаются взыскать задолженность через суд или иными путями.
Чаще всего перевозчики обращаются за помощью, чтобы снизить сальдо (итоговый расчёт взаимных долгов), которое требует с них лизингодатель.
Сергей Богатов поделился с нами важными нюансами, о которых должны знать предприниматели.
1. Будьте честны с собой, анализируя ситуацию и считая деньги. Ваша задача — понять, сможете ли вы продолжить работу, если получится уйти на каникулы или добиться реструктуризации. Если не сможете, окажетесь в минусе: начнут расти неустойки.
Важно трезво оценить свои шансы и принять верное решение: бороться за технику, сдавать её, просить рассрочку или расторгать договор.
2. Если лизинговая компания требует погасить долг или вернуть технику, действуйте правильно! Иногда лизингодатели завышают требования. В таком случае ответное письмо, в котором вы отразите экспертную оценку стоимости и предложите встречные условия может привести ЛК за стол переговоров.
Был случай, когда требования лизингодателя удалось снизить почти в три раза — с 10 до 2,5 миллионов рублей.
Злая правда заключается в том, что даже такое снижение перевозчику не помогло, он не смог потянуть эту сумму. Поэтому возвращаемся к первому совету: начиная переговоры, важно понимать, стоит ли игра свеч.
3. Оцените стоимость техники, если решили её сдавать. Пригласите эксперта (возможно, выездного), уведомите лизинговую и оцените состояние машины, сделав опись. Если спор с лизинговой дойдёт до суда, вы сможете утверждать, что машина стоила столько-то, и грубо говоря, не была разбита в хлам.
Когда машина оказывается на площадке у лизинговой компании, лизингодатель начинает её продавать — и в ряде случаев уже затем рассчитывает сальдо. Оценка помогает «вытянуть» стоимость машины, не допустить ситуации, в которой она будет продана за бесценок.
4. Проследите, чтобы лизинговая не потеряла какие-либо платежи при расчёте сальдо, если дело дойдёт до суда. В моей практике был случай, когда ЛК потеряла 1,5 млн рублей, полученных от страховой компании при расчёте сальдо. Умышленно или нет — неважно, главное таких случаев избежать.
Раньше лизингодатели нередко рассчитывали сальдо не по закону, а по формулам, указанным в договоре или в правилах лизинга. Сейчас в абсолютном большинстве случаев компании рассчитывают его в соответствии с решением пленума Высшего Арбитражного Суда, но всё же осторожность не повредит.
5. Если хотите сохранить технику, вероятность восстановления договора лизинга есть, но далеко не всегда. В ряде случаев договор удаётся восстановить путём подачи искового заявления, при этом нередко — без уплаты государственной пошлины. После появления иска на сайте суда, если есть основания, лизинговые могут восстановить договор добровольно.
Многое из того, о чём я написал, можно сделать самому. Ну а самый важный этап — это этап переговоров: нужно быть морально готовым к ним или подключать юриста.
