← Дзен

Колонка эксперта: дешёвый тонно-километр становится дорогим удовольствием

Об экономике перевозок с перегрузом рассказывает основатель АНО «Общество защиты дорог», предприниматель Николай Николаев.

Проблема перегруза становится всё актуальнее. С одной стороны — возмущённые перевозчики, которые жалуются на неисправные АПВГК и несправедливые штрафы. С другой — дорожники, региональные власти и простые люди, автолюбители, вынужденные страдать из-за разбитых дорог.

Водители-дальнобойщики, как правило, соблюдают ПДД и весогабаритные нормы. Они не могут объезжать весовые рамки по просёлочным дорогам из-за габаритов и низкой маневренности фур. Чаще всего перегруз допускают перевозчики инертных грузов, владельцы самосвалов и сцепок с самосвальными полуприцепами.

Иногда такие машины работают на длинном плече, например, когда возят карельский щебень в Петербург или в Москву. Но в большинстве случаев плечо таких перевозок всё-таки короткое, до 200 километров. Работающие на знакомом маршруте, водители самосвалов отлично знают расположение АПВГК и объезжают их по дорогам, зачастую в принципе не рассчитанным на проезд грузовиков. Ространснадзор устраивает рейды для борьбы с такими перевозчиками, но водители предупреждают друг друга о расположении постов по рации; эффективность рейдов из-за этого невелика.

Проблема усугубилась в последние годы, когда на рынок хлынула китайская техника. Некоторые модели самосвалов из КНР буквально провоцируют перевозчика на перегруз.

Например, те, что изначально проектировались под перевозку лёгкого угля и потому обладают кузовом внушительного объёма с высокими бортами. Уверенные в своей безнаказанности перевозчики грузят в такие машины и 40, и 50 тонн песка или щебня. Известны случаи, когда самосвалы загружались до 80 тонн.

Помимо очевидного вреда дорогам, такие машины вредят и сами себе. Нагрузка на шины, подвеску и тормозную систему растёт непропорционально, а риск взрыва колёс и выхода из строя тормозов увеличивается в разы. И даже если тормоза не откажут, тормозной путь перегруженной машины увеличивается в несколько раз.

Перегруженные самосвалы не раз становились причиной массовых ДТП. Летом этого года китайский самосвал, тормоза которого приказали долго жить, смял 26 легковушек в Кемерове; тогда чудом обошлось без погибших. А буквально месяц назад похожее ДТП произошло в Уфе; там виновником ДТП также оказался «китаец». К сожалению, без жертв не обошлось, погибли два человека. Перевозчикам следует помнить, что такие ДТП могут не просто разорить их (расходы на лечение пострадавших и ремонт машин в случае массовой аварии исчисляются десятками миллионов), но и подвести под уголовное дело.

Ругать китайских производителей, конечно, не за что: они делают приличную технику для карьеров, для технологических дорог, для перевозки сравнительно лёгких грузов.

Но на дорогах общего пользования и особенно на сельских дорогах, где часто оказываются перегруженные самосвалы, объезжающие дорожные весы, таким машинам не место.

Стоит отметить, что ситуация хоть и медленно, но всё-таки улучшается. Увеличение штрафов за перегруз вкупе с искусственным интеллектом, который в некоторых регионах уже начал определять грузовики со скрытыми госномерами, даёт свои плоды. И хотя пока данные ИИ не могут использоваться для вынесения штрафа, они могут передаваться Ространснадзору — а инспекторы, в свою очередь, имеют право остановить подозрительный большегруз и в случае выявления механизма для скрытия номерных знаков лишить водителя прав.

Принимаются и более точечные меры. Например, в Новгородской области, где строится высокоскоростная ж/д-магистраль «Москва – Санкт-Петербург», местные власти усилили весогабаритный контроль. Так они сохраняют от перегруза местные дороги, которые фактически стали подъездными путями к зоне строительства.

Следует помнить, что перегруз не только делает самосвал опасным для других водителей, но и значительно сокращает срок его службы.

А если принять во внимание огромные (и очень вероятные, а в долгосрочной перспективе неизбежные) убытки от штрафов и ДТП, получится, что дешёвый из-за перегруза тонно-километр не такой уж и дешёвый. Жаль, что не все перевозчики это понимают.

Пока же проблема перегруза остаётся нерешённой, поэтому важно привлекать внимание к ней и к её последствиям: ДТП и разбитым дорогам. Конечно, хотелось бы, чтобы власти активнее и жёстче реагировали на массовый перегруз: ужесточали действующее законодательство, вводили новые ограничения. Продажи иностранных машин, которые фактически подталкивают перевозчиков к перегрузу, должны быть ограничены.

А ещё хотелось бы, чтобы предприниматели осознали: сиюминутная выгода от работы с перегрузом обернётся многомиллионными убытками, если машина попадёт в трагическое ДТП. Перегруз существенно повышает риск такой аварии, и принимая решение о пополнении автопарка, это нужно иметь в виду, ведь самая простая и эффективная страховка от перегруза — покупка техники, «заточенной» под весогабаритные нормы.

Машин, обладающих запасом прочности, но не предназначенных для кратного перегруза, на рынке хватает. Я уверен, что когда перевозчики поймут, как много денег такие машины сохраняют и от каких рисков берегут своих владельцев, проблема перегруза решится раз и навсегда. В конечном счёте, безопасность на дорогах — это результат осознанного выбора каждого предпринимателя. И лучше сделать его в пользу техники, которая помогает бизнесу работать долго и стабильно, а не провоцирует на опасный заработок.

Николай Николаев