Мошенники сыграли на доверии к крупным компаниям и желании побыстрее выполнить выгодный заказ.
Руководитель транспортно-экспедиционной компании, автор блога «Перевозчик 116» Константин в одном из последних видеороликов рассказал, как столкнулся с неоплатой. Посмотреть ролик можно по ссылке, а мы коротко опишем схему, по которой действовали злоумышленники и расскажем, как её распознать.
Предприниматель отмечает: в сентябре и октябре клиенты его компании «отваливались как листва с деревьев». Он ждал, пока на горизонте появится новый платёжеспособный клиент, и потому отнёсся к выгодному заказу от незнакомого контрагента как к чему-то должному.
Позвонившая женщина представилась сотрудником компании-грузоотправителя и сказала, что нуждается в перевозке. Женщина адекватно общалась, отвечала на все вопросы и попробовала торговаться. Она согласилась заплатить 98 тысяч рублей за перевозку 10 тонн груза (тротуарной плитки) из Казани в Екатеринбург. Оплатить перевозку пообещала через 1-2 банковских дня после выгрузки.
— Посмотрели карточку партнёра, проверили компанию в Арбитре, в сервисе «За честный бизнес». Увидели, что у них миллиардные обороты и обрадовались: поймали крупного клиента! — объясняет предприниматель.
— И я как назло был в запаре. В операционке нужно всегда присутствовать, потому что новый клиент — это большая опасность.
Для выполнения заказа был найден перевозчик, который согласился отвезти груз за 80 тысяч рублей. 13 ноября машина загрузилась, а 14 ноября (в пятницу) выгрузилась.
— Вижу, что печати нет, подписи на выгрузке нет. Созваниваемся с клиентом; она говорит, что всё нормально, подпись поставим, высылайте документы. Я счастлив! Нам предложили и вторую погрузку, но тут сработал стоп-кран, мы насторожились. В понедельник нам сказали, что документы получили и оплата скоро будет, а во вторник трубку брать перестали, — рассказывает Константин.
Как действовали мошенники?
Экспедитор понял, что стал жертвой мошенников. Он связался с грузоотправителем и с его помощью восстановил цепочку событий.
Компания-грузоотправитель выложила груз на ATI.SU. С ней по телефону связался злоумышленник, который представился сотрудником компании А, занимающейся перевозками, назвал свой код и предложил свои услуги. За перевозку он попросил 63 тысячи рублей. Грузоотправитель поверил ему на слово и не стал проверять ни код на Бирже, ни номер телефона, а просто подписал заявку и отправил груз.
В то же время другой злоумышленник позвонил сотруднику экспедиционной компании, представился сотрудником компании Б и сообщил о срочном заказе. Экспедитор принял заказ, нашёл для него перевозчика и передал его данные. Впоследствии эти данные были переданы грузоотправителю.
— И вся эта цепочка дружно поехала! Слава Богу, что поехала не куда-то в другую сторону, что груз приехал к грузополучателю в Екатеринбург, а не в какое-то другое место, — рассказывает блогер.
Почему схема сработала?
Предприниматель утверждает: звонившие по телефону злоумышленники корректно отвечали на вопросы и действовали профессионально.
— Грузоотправитель никак не стал их проверять, потому что ему хорошенько проехались по ушам. Нам тоже затуманила глаза картинка, которую нам преподнесли очень качественно! И мы поверили в эту сказку, поверили, что в ноябре 2025 года смогли поймать удачу за хвост, — подытоживает перевозчик.
Константин напоминает, что схема, по которой действовали мошенники, стара как мир, и призывает участников рынка особенно тщательно проверять новых контрагентов, которые предлагают выгодные условия сотрудничества.
— Клиентов, готовых быстро и много платить, на рынке нет. А если они и есть, перевозчики и экспедиторы держат их железной хваткой. 80 тысяч — это даже не урок, а напоминание, что нужно завязывать с разгильдяйством и возвращаться в рабочий ритм, — делает выводы предприниматель.
Константин также отмечает, что многие годы эта схема почти не изменилась:
— У нас в 2025 году корабли бороздят просторы вселенной, а такая простая схема до сих пор срабатывает с организациями, которые на рынке уже 10 лет! Единственное отличие: раньше факсами все эти документы отправляли, а в целом всё как было, так и осталось.
Можно ли было предотвратить произошедшее?
Да. Для этого и грузоотправителю, и экспедитору нужно было изучить контакты мошенников и компании, сотрудниками которых они представились.
— Номера, с которого мошенники звонили грузоотправителю, нет в ATI.SU, — объясняет экспедитор. — И даже если та организация, от которой мы якобы получили карточку партнёра, действительно существует, звонившие мошенники не имеют к ней никакого отношения.
Эксперты отмечают: в горячий сезон активность мошенников повышается. Когда спрос на перевозки велик, высокие ставки перестают казаться подозрительными, а нагрузка на логистов и менеджеров растёт, их бдительность снижается. Злоумышленники знают об этом и активно этим пользуются.
О том, как проверить контакты связавшегося с вами человека, а также о других способах проверки контрагентов, читайте в статье «Инструкция по безопасности. Чек-лист, который поможет сохранить деньги, грузы и бизнес».
Если вы оказались в похожей ситуации или подозреваете, что кто-то из участников биржи может заниматься мошенничеством, напишите об этом специалистам по контролю аккаунтов.
