В Москве состоялась первая конференция ATI.SU в России, посвящённая безопасности автоперевозок. Эксперты обсудили передовые методы проверки контрагентов и рассказали, как действовать, если избежать хищения или неоплаты не удалось.
Конференция «ATI Conf 2025: безопасность логистики» прошла в Москве 25 ноября. Основной её темой стали риски, связанные с мошенничеством. Рассказываем, чем поделились выступавшие эксперты и какие советы они дали участникам рынка.
Проверка грузы бережёт
Директор ООО «ТК 1001 груз» и основатель одноименного сообщества Павел Белов уверен, что абсолютное большинство хищений и неоплат, связанных с мошенничеством, происходит из-за неосмотрительности. Зачастую участники рынка либо не проверяют контрагентов, либо делают это наспех, не обращая внимание на тревожные сигналы.
Слова эксперта подтверждает практика. В середине ноября мы рассказывали о хищении партии телевизоров; тогда экспедитор передал груз перевозчику с пустым аккаунтом, зарегистрированным несколько дней назад. Нам также известно о множестве похожих случаев.

Во многих крупных компаниях проверки контрагентов поставлены на поток. Чтобы повысить эффективность проверок, ускорить и автоматизировать их, бизнес внедряет цифровые решения. О функционале таких решений рассказал генеральный директор BIT Михаил Кораблёв.
Программы уже научились оценивать сканы документов — паспортов, водительских удостоверений, СТС. Они выявляют подделки, анализируют информацию о людях и машинах.
Проверяются в том числе биометрические данные, что особенно важно, так как мошенники-рецидивисты нередко меняют имена и фамилии: отличить их можно только по внешности.

Михаил Кораблёв описал несколько кейсов. В одном из них программа выявила, что скан паспорта был обработан в фоторедакторе. После дальнейшего изучения стало ясно, что в документ была вмонтирована фотография постороннего человека, которого впоследствии удалось обнаружить в соцсетях.
В другом кейсе с помощью ПО удалось установить, что телефонный номер директора компании-перевозчика ему не принадлежит и не имеет истории, а человек с таким же ФИО, как у него, был фигурантом нескольких уголовных дел.
О важности проверок физических лиц — не только контрагентов, но и соискателей, а также водителей сторонних компаний — рассказали Андрей Дурнев и Тельман Аюбов (DPD). Компания внедрила и активно использует «цифровое зрение», которое помогло вычислить машину, приехавшую на погрузку по поддельным документам. Если бы такому перевозчику позволили забрать груз, до точки назначения он бы не доехал.

Особое внимание в DPD уделяют проверкам соискателей.
— Неправильный найм — это прямые убытки, — отметил Тельман Аюбов. — Ремонт, простой транспорта, штрафы, кража грузов и топлива, потеря клиента, репутационный ущерб. Чтобы избежать этого, мы создали профиль идеального кандидата с минимальным риском и оцениваем соискателей на соответствие этому профилю. Изучаем документы, проводим психологическое тестирование. Ищем не просто водителя, а психологически устойчивого и финансово стабильного профессионала. Таких кандидатов мало, но они есть.
Директор по безопасности ГК «ОБОЗ» Денис Авдеев рассказал, что привычные автоматизированные проверки в компании дополнили скорингом, системой, подсчитывающей коэффициент доверия контрагенту. Она присваивает каждому обнаруженному факту о компании или человеке положительные или отрицательные баллы.

С помощью скоринга могут оцениваться самые разные риски — ликвидности, неплатежа и т. д. В ГК «ОБОЗ» система скоринга получает данные из открытых источников, государственных реестров. C её помощью было проверено 4 тысячи заказов, 340 из них (8,5%) заблокировано.
По словам Дениса Авдеева, основные преимущества скоринга — это скорость, достоверность и актуальность. Развертывание системы, по его словам, не связано с большими затратами на разработку, а тестовую модель можно сделать самостоятельно в виде таблицы в Excel.
Спасти груз, вернуть деньги
— Утрата груза — это преодолимый риск. И даже если хищение произошло, ситуация не безнадёжна, — отметил Александр Комков, руководитель проекта «Тактическая правовая помощь». — Эффективность дальнейших мероприятий на 90% зависит от действий в первые часы.
Если груз был похищен, важно собрать все необходимые данные об участниках перевозки, начать юридическое оформление происшествия (написать служебную записку, оформить акт недостачи/несоответствия) и определить, кто будет заниматься расследованием. Универсальной стратегии не существует: нужно действовать исходя из обстоятельств.
Если водитель удерживает груз в неизвестном месте из-за каких-либо разногласий, а оснований полагать, что он действует из преступного умысла, нет, можно обойтись своими силами, попытаться решить проблему переговорами. Во всех остальных случаях эксперт советует обращаться к специалистам.
— Минусы самостоятельного расследования — не только отсутствие полномочий и ограниченность методов, но и риски для здоровья сотрудников. Логисты и менеджеры по продажам не должны расследовать преступления, — уверен Александр Комков.
Эксперт привёл пример, в котором перевозчик начал собственное расследование и приехал на площадку, где в последний раз был замечен украденный груз — партия медной катанки. В течение трёх дней он находился на этой площадке и пытался найти хоть какие-то улики.Перевозчик не обратил внимания на стоявший в 500 метрах ангар, где нанятые мошенниками рабочие всё это время распиливали украденную катанку для последующей перегрузки в малотоннажник.
В ходе расследования потерпевшему в любом случае придётся обратиться в полицию. Важно корректно составить заявление о преступлении, указать его время, место и способ совершения, чтобы полицейские могли правильно квалифицировать его.
Привлекая независимых специалистов, важно убедиться в их компетентности. Услуги аутсорсинга в сфере безопасности, как правило, стоят недёшево, поэтому потерпевшему придётся ответить на вопрос: сопоставима ли стоимость украденного груза со стоимостью расследования? Если игра стоит свеч, шансы на успех есть: Александр Комков привёл сразу несколько примеров успешных расследований, по итогам которых груз возвращался владельцам, а мошенники отправлялись в тюрьму.
Иногда злоумышленники крадут деньги перевозчиков, не оплачивая выполненную ими работу. О таком случае рассказал генеральный директор ОТК Михаил Алтунин.
Перевозчик совершил рейс стоимостью в 300 тысяч рублей и не получил оплаты. Нанявший его экспедитор перестал выходить на связь, а звёзды в его аккаунте покраснели. Полиция отказалась возбуждать уголовное дело, посчитав, что речь идёт о споре гражданско-правового характера.

— Мы изучили компанию-экспедитора и заметили, что за год до совершения мошенничества сменился генеральный директор, — объяснил Михаил Алтунин. — Компания была перекуплена.
Специалисты нашли информацию о новом директоре в открытых источниках и пришли к выводу, что он является «номиналом».
В ходе долгих поисков и нескольких командировок специалисты сперва нашли самого «номинала», а затем и завербовавшего его организатора мошеннической схемы.
Организатор отказался возвращать деньги, но затем всё же оплатил перевозку. Эта история, как отметил Михаил Алтунин, показывает, что за свои деньги нужно бороться даже в самых трудных ситуациях — а вопросам безопасности в перевозках нельзя уделять второстепенное значение. Подробнее об этом остросюжетном расследовании мы расскажем в ближайшие дни в отдельном материале.
Ещё одним интересным кейсом поделился руководитель группы по логистике и складской безопасности Lamoda Олег Мартынов.
Сотрудники службы безопасности компании выявили несколько фактов недостачи: пропадали дорогостоящие товары, которые заказывали клиенты со связанных между собой учётных записей. Выяснилось, что заказы оформлялись в одни и те же пункты выдачи. Когда водитель привозил партию товара в магазин, оказывалось, что какие-то позиции в ней отсутствуют. После этого пользователь отменял заказ.

В ходе эксперимента сотрудники СБ проследили за водителем и стали свидетелями хищения. Не доехав до пункта выдачи, водитель остановил малотоннажник. К нему подъехала каршеринговая легковушка, за рулём которой находился неизвестный. Водитель передал ему некоторые товары из партии, а затем как ни в чём не бывало отправился на пункт выдачи доставлять оставшийся груз.
Сотрудники СБ встретили водителя в пункте выдачи заказов и провели инвентаризацию. В ПВЗ была вызвана полиция. Стражам порядка сотрудники СБ предоставили фото- и видеоматериалы, а также документы, свидетельствующие о возможной причастности водителя к другим эпизодам.
Оказалось, что за рулём каршеринга, в который перегружали украденный товар, находился другой сотрудник компании. Оба водителя признали свою вину. В их отношении было возбуждено уголовное дело; мужчин приговорили к реальным срокам.
Новые барьеры для мошенников
Как борется с мошенниками Биржа грузоперевозок? Об этом рассказал аналитик ATI.SU по безопасности Фарид Джафаров.

В 2025 году был значительно усилен контроль за аккаунтами. Появился первичный фильтр при регистрации новых участников: их изучением занимается партнёр ATI.SU, компания ОТК. Если специалисты выявляют подозрительные признаки, они созваниваются с новоиспечённым участником Биржи для проведения интервью.
В ходе таких интервью удалось выявить немалое количество людей, не понимающих, где они зарегистрировались, и в целом имеющих смутное представление о грузоперевозках. По всей видимости, это были «номиналы»; разумеется, аккаунты таких «предпринимателей» блокировались.
За год ATI.SU проверила свыше 10 тысяч аккаунтов, и более чем к тысяче из них были применены санкции. Биржа также усилила борьбу с накруткой рекомендаций (часто такой накруткой пользуются, мошенники, чтобы заработать репутацию). Теперь участники Биржи могут получить штрафной балл за рекомендацию, если выяснится, что она фейковая, и компании на самом деле никогда не сотрудничали.
При этом важно помнить, что полностью исключить риск встречи с мошенниками нельзя нигде и ни при каких обстоятельствах.
— Почему нельзя заблокировать всех «мошенников»? Допустим, злоумышленники перестают оплачивать перевозки и бросают аккаунт. Они создают новую компанию, регистрируют её в ФНС и делают новый аккаунт. Пока они не начали выкладывать грузы, не всегда можно ответить на вопрос, потенциальные неплательщики это или нет. А когда они начинают выкладывать грузы и взаимодействовать с перевозчиками, появляются потенциальные пострадавшие, и отвечать на этот вопрос уже поздно. Важно минимизировать количество потенциальных пострадавших, — объясняет Фарид Джафаров.
О том, какие возможности для оценки потенциальных партнёров предоставляет ATI.SU, рассказала бизнес-аналитик компании Мария Ёлкина.

Эту информацию можно найти в новом разделе, посвящённом безопасности. Закрепить знания помогут бесплатные курсы и практикумы в Академии ATI.SU — их можно использовать для обучения сотрудников. А узнать о реальных хищениях и остросюжетных расследованиях и причинах, по которым дорогостоящие грузы оказываются в руках злодеев, можно в статьях на АТИ Медиа.
Внести свой вклад в борьбу с мошенниками может каждый. Если вы заметили или заподозрили, что:
- участник Биржи работает от одного лица, а документы присылает от другого,
- участник Биржи имеет связи с «покрашенными» аккаунтами или является клоном другого аккаунта,
- аккаунтом завладели третьи лица,
- аккаунт предлагает незаконные услуги,
- аккаунт систематически завышает ставки без основания —
обязательно сообщите об этом специалисту по контролю аккаунтов.
— Вектор нашей работы меняется с реактивного на проактивный: мы стараемся предотвратить инциденты, — отметил Фарид Джафаров.
— Мы проводим профилактику, минимизируем риски, но борьба с мошенниками — это обоюдная работа нас, как площадки, и вас, как её участников.
Редакция ATI.SU присоединяется к словам эксперта и просит всех участников отрасли действовать осмотрительно. Автомобильные грузоперевозки — высокорисковый бизнес, но от большинства рисков, связанных с мошенничеством, можно защититься, проверяя контрагентов: как новых партнёров, так и тех, с кем вы уже работали.
Инструкция по безопасности. Чек-лист, который поможет сохранить деньги, грузы и бизнес
