← Дзен

Анализ правил осуществления каботажных перевозок в Российской Федерации

© Юрий Бизгаймер / Фотобанк Лори

Вице-президент Ассоциации транспортных экспертов и специалистов (АТЭС) Тарас Коваль — о законодательстве, регулирующем каботаж по России и рисках, с которыми может столкнуться отечественный рынок автомобильных грузоперевозок.

За основу системы каботажных автомобильных перевозок в России взята разрешительная система автомобильных международных перевозок с использованием разрешений, в первую очередь «СЕМТов», и их контролем. Однако, в отличие от международных перевозок, которые контролируются при пересечении границ, при дорожном контроле, при выдаче и сдаче разрешений — при каботажных перевозках внутри России, насколько мы понимаем, планируется только дорожный контроль сотрудниками Ространснадзора, которых не так много.

Кроме того, нормативные правовые акты, регулирующие каботажные перевозки, имеют значительные изъяны.

Складывается впечатление, что в основе допуска к каботажным автомобильным перевозкам перевозчиков ЕАЭС по территории РФ лежит политическое решение, потому что законодательная база и особенно инструменты контроля не готовы к каботажным перевозкам.

Эту неготовность пытаются компенсировать жестким государственным управлением каботажными перевозками через получение разрешения (решения после предварительного информирования), похожим на принцип регулирования автомобильного маршрутного движения или разрешения на полет частных нерегулярных рейсов самолетов, опираясь на относительно небольшой парк международных транспортных средств, находящихся в реестрах международных перевозчиков стран ЕАЭС.

Армения

Общий парк транспортных средств (ТС) — 15 тыс. автомобилей.
Допуск к международным автомобильным перевозкам (МАП) — 131 транспортная компания (ТК).
Допуск к международной системе таможенного транзита (МДП — Carnet TIR) — 650 автомобилей.
Ассоциация международных перевозчиков Республики Армения (AirCA) — 51 ТК.

Беларусь

Общий парк ТС — 414 тыс. автомобилей.
Парк МАП — 15 тыс. автомобилей.
Допуск МАП — 3700 ТК.
Допуск МДП — 12 тыс. автомобилей.
БАМАП — более 1000 ТК.

Казахстан

Общий парк ТС — ок. 400 тыс. автомобилей.
Допуск МАП — 2456 ТК, 12 тыс. автомобилей. 
Допуск МДП — 5987 автомобилей.
КазАТО — 335 ТК.

Российская Федерация

Допуск МАП — 7,4 тыс. ТК, из них 4,5 тыс. работают на МАП регулярно.
Допуск МАП — свыше 50 тыс. автомобилей.
АСМАП — 36 тыс. ТК.

Кыргызстан

Общий парк ТС — 115 тыс. автомобилей, 34 тыс. прицепов и полуприцепов.
Допуск МДП — 4100 автомобилей.
АМАПКР — 85 ТК.

По мнению АТЭС, если автотранспортный бизнес стран ЕАЭС почувствует реальную выгоду от каботажных перевозок по России, особенно от нелегальных, ситуация на российском рынке внутренних грузовых и пассажирских перевозок может резко ухудшиться.

Чтобы лучше представить развитие ситуации, специалисты АТЭС провели сравнение условий каботажа в ЕАЭС и ЕС.

Автомобильные каботажные перевозки внутри ЕС, на совершенствование которых уже ушло 15 лет (и работа по совершенствованию законодательства и его контроля продолжается), имеют существенные отличия с российскими требованиями.

Ниже в таблице представлено сравнение требований и контроля каботажных перевозок в ЕС и ЕАЭС с комментариями.

Ситуация/ требование

ЕС
1072/2009

Россия
127-ФЗ, ПП 1694

Комментарий, последствия

1

Определение каботажной перевозки

1. Внутренние перевозки по найму или за вознаграждение, осуществляемые на временной основе в принимающем государстве-члене в соответствии с настоящим Регламентом. Необходимы для улучшения экологии при помощи минимизации порожнего пробега, снижения транспортной составляющей в стоимости товаров, усиления конкуренции на свободном автотранспортном рынке.

2. Коммерческая перевозка грузов автомобильным транспортом с погрузкой и разгрузкой в так называемом принимающем государстве автотранспортным оператором, не имеющим ни зарегистрированного офиса, ни филиала предприятия в этом государстве (дополнение в Германии). 

Перевозка грузов или пассажиров иностранными перевозчиками с использованием принадлежащих им транспортных средств, в том числе временно ввезенных ими на территорию Российской Федерации, между пунктами, расположенными на территории Российской Федерации.

В ЕС четко определено: каботаж — это внутренняя перевозка, привязанная к требованиям по международной. Осуществляется по международной транспортной накладной CMR или ее национальному аналогу государства-члена ЕС.

В РФ однозначно не классифицировано, является ли каботажная перевозка внутренней, или это продолжение международной перевозки. Обозначены только требования в ФЗ-127 «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и отдельных каботажных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения».

В результате возникает неоднозначность требований.

 В ЕС каботаж вводится в целях создания свободного единого европейского рынка. Условия каботажа распространяются на все страны ЕС.

Условия каботажа, прописанные в 127-ФЗ и ПП 1694, распространяются только на зарубежных перевозчиков на территории РФ и не распространяются на российских перевозчиков в других странах. Какое же это единое экономическое пространство?

Каждая страна может сделать НПА, аналогичные российским. Но тогда перевозчику потребуется знать законодательство каждой страны в отдельности и не запутаться в них. Будет ли механизм рабочим? Сомневаемся.

2

Момент начала каботажной перевозки

Каботажная перевозка может быть начата только после доставки грузов входящей международной перевозки.

Все грузы, перевозимые в ходе входящей перевозки, предшествующей каботажным операциям, должны быть доставлены для начала выполнения этих каботажных операций. В случае, если входящая перевозка состоит из нескольких партий (выгрузок), каботаж может начаться только после доставки всех партий.

Каботажная автомобильная перевозка грузов допускается только после завершения этим транспортным средством международной автомобильной перевозки грузов на территории Российской Федерации при условии, что это транспортное средство прибыло на территорию Российской Федерации груженым.

В ЕС более четкое определение при перевозке сборных грузов и возможностей манипуляций.

3

Требование по началу каботажной перевозки

Каботаж может начинаться немедленно после последней выгрузки груза, перевозимого в международном сообщении, в том числе в день выгрузки.

Каботажные автомобильные перевозки грузов осуществляются только после предварительного информирования об осуществлении каботажной автомобильной перевозки грузов и получения от федерального органа подтверждения выполнения каботажной автомобильной перевозки грузов в течение 24 часов с момента получения заявки на выполнение каботажной автомобильной перевозки грузов.

В ЕС каботаж осуществляется в свободной форме. В РФ заявительно-разрешительный процесс. В РФ «государство» фактически вмешивается в хозяйственную деятельность грузовладельца/грузоотправителя.

Непонятен механизм ситуации, если зарубежный перевозчик заявился на перевозку, получил разрешение, но не смог начать перевозку, например, из-за попадания ТС в ДТП. Груз окажется «заблокированным», его нельзя будет передать другому перевозчику? Или возможно под эти документы подвести другой груз? Процедура отказа от перевозки по инициативе перевозчика не предусмотрена.

В РФ не определён момент подачи заявления на осуществление каботажной перевозки. Можно ли подавать заявление на каботажную перевозку только после завершения международной, или можно подать заявление на каботажную перевозку до завершения международной или в какой-то другой момент времени?

4

Международная перевозка порожних контейнеров, тары, поддонов

Если в соответствии с договором перевозки (например, по CMR), перевозку следует рассматривать как международную автомобильную перевозку, поскольку в таких случаях перевозка — это предмет или неотъемлемая часть договора перевозки.

Не урегулировано.

Простое решение обхода требования о въезде в РФ груженым ТС.

5

Несколько мест погрузки и выгрузки по одной CMR

Количество пунктов погрузки и/или выгрузки при каботажной перевозке может быть ограничено государствами-членами путем исключения операций, включающих несколько пунктов погрузки и несколько пунктов выгрузки, в целях обеспечения соответствия требованиям, изложенным в Регламенте (ЕС) № 1072/2009.

Не урегулировано. Но отправляется заявка по всему маршруту.

Может являться коррупциогенным фактором. ФОИВ в области транспорта может принять сборную каботажную перевозку за несколько единичных и либо отказать, либо наказать за превышение лимита в 3 каботажные перевозки.

6

Возможность использования нескольких транспортных накладных на одну перевозку

Каботаж может включать одну или несколько транспортных накладных (CMR). Разрешение перевозчикам-нерезидентам осуществлять каботажные перевозки с чрезмерным количеством транспортных накладных может подорвать ограничение на максимальное количество каботажных перевозок и противоречить временному характеру каботажа, предусмотренному в Регламент (ЕС) № 1072/2009.

Не урегулировано. 

Тип перевозочных документов в НПА РФ не указан.

 

В РФ точно не определено, по какой транспортной накладной необходимо осуществлять каботажную перевозку.

Исходя из ст.1 ФЗ-259 «Устав автомобильного транспорта», российская транспортная накладная, обязательная форма которой установлена Приложением №4 Постановления Правительства РФ от 21.12.2020 N 2200, используется при перевозках, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации. Каботажные перевозки регулируются законодательством о международных перевозках, которое подчинено международным НПА, подписанным Россией.

Исходя из статьи 1 КДПГ — CMR, международная транспортная накладная, также не может применяться без дополнительного российского национального НПА.

Если такое дополнение будет введено, то возникает острейший вопрос различий определения «перевозчик» между международным и российским законодательством, который при отсутствии реестра допуска к автотранспортной деятельности (как перевозчиков, так и экспедиторов) позволит вписывать в транспортную накладную CMR любого посредника.  

Кроме того, отсутствует требование к грузоотправителю грузить ТС только из реестра международных перевозчиков стран ЕАЭС

В CMR накладной имеется две графы, «Перевозчик» и «Последующий перевозчик». Отсутствует требование вписывать в графу «Перевозчик» транспортной накладной только перевозчика из страны ЕАЭС. Отличная лазейка для вывода денежных средств за границу.

7

В случае использования автопоезда, какое ТС надо рассматривать для каботажной перевозки?

Каботажные перевозки могут осуществляться только тем ТС, которое осуществило международную перевозку. Однако каботажные перевозки можно осуществлять с использованием другого прицепа.

Не урегулировано.

В ЕС определено, что моторное транспортное средство, независимо от возможных «перецепок», является ключевым фактором, определяющим, является ли перевозка каботажной.

Использование, например, белорусского тягача и российского прицепа не урегулировано, существует риск, что конфигурация «зарубежный тягач + российский прицеп» будет считаться нарушением правил каботажной перевозки.

8

Начало и конец семидневного срока для каботажа

Общий период в семь дней начинается с полуночи следующего дня после завершения международной транспортной операции в соответствующее государство. Таким образом, каботажная операция должна быть завершена не позднее 23:59 седьмого дня.

Последняя разгрузка должна быть произведена в течение семи календарных дней со дня разгрузки в ходе завершения международной перевозки на территории Российской Федерации.

 

В НПА логично раскрыть формулировку «в течение семи календарных дней со дня разгрузки», чтобы однозначно понимать, входит ли день разгрузки в разрешённые семь дней.

9

Учет государственных праздников и выходных дней

Если последний день срока каботажной перевозки, выраженного в днях, приходится на государственный праздник, субботу или воскресенье, то срок заканчивается в конце последнего часа на следующий рабочий день. Если праздник приходится на пятницу или понедельник, то на конец второго дня.

Исключения отсутствуют.

В ЕС фактический срок пребывания иностранного перевозчика в стране для осуществления каботажных перевозок продлевается на срок праздничных дней. При этом за счёт праздничных дней, перевозчик может осуществить еженедельный отдых, что даёт ему дополнительные преимущества.

В РФ неурегулированность в отношении праздничных дней приведёт к конфликтам при осуществлении и контроля каботажных перевозок.

10

Международная перевозка с несколькими точками разгрузки

Если рассматриваемая трансграничная перевозка включает несколько операций по разгрузке, трансграничная перевозка в соответствующее государство считается завершенной с последней разгрузкой.

Каботажная автомобильная перевозка грузов допускается только после завершения этим транспортным средством международной автомобильной перевозки грузов.

При перевозках сборных грузов в РФ нет четкого определения

В ЕС артикулировано полное окончание международной перевозки. ТС должно полностью разгрузиться, и только после этого получает право на каботажную перевозку.

В РФ сказано, что «Каботажная перевозка … допускается только после завершения … международной автомобильной перевозки …» Однако не указаны критерии завершения международной перевозки. Возможны злоупотребления.

11

Наличие 4-х дневного периода ожидания («охлаждения»)

Автотранспортные предприятия не могут осуществлять каботажные перевозки с использованием одного и того же транспортного средства в государстве-члене в течение четырех дней с момента окончания каботажной перевозки в этом государстве-члене.

Требование отсутствует.

«Период охлаждения» — стимул для перевозчика покинуть территорию государства каботажной перевозки и начать международную перевозку. В ЕС это выравнивание конкуренции между западными и восточными перевозчиками. ЕС одновременно стимулирует автотранспортную деятельность, давая возможности осуществлять каботаж, с другой стороны, защищает интересы стран с дорогим уровнем жизни и высокими зарплатами.

Если ТС не выехало в течение 4 дней, работает презумпция виновности. Перевозчик должен доказать, что не выполнял каботажных перевозок и/или объяснить, какие каботажные перевозки он выполнил в течение 4 дней.

12

Дополнительные документы для каботажной перевозки

Дополнительные документы или разрешения не требуются.

Достаточно быть перевозчиком из ЕС с базовыми документами перевозчика и CMR-накладной в качестве доказательства входящей международной перевозки.

Разрешительный режим.

Исполнительный орган принимает решение о возможности совершения каботажной перевозки каждым конкретным перевозчиком по каждой конкретной перевозке груза, принадлежащего конкретному грузоотправителю.

Разрешительный механизм каботажа в РФ потребует дополнительных людских ресурсов. Это коррупциогенный фактор по отношению к перевозчику и к грузоотправителю, а возможно и грузополучателю, так как непонятно, можно ли при каботажной перевозке сделать переадресацию.

13

Комбинированные перевозки

Отдельные правила.

Не предусмотрено.

 

14

Контроль

Комбинированный — инспекторами на дороге и через камеральные проверки по:

1. CMR-накладным (иные транспортные и платежные документы, подтверждающие осуществление перевозок по CMR-накладным);

2. Тахографу/карте водителя.

Инспекторами Ространснадзора на дороге, возможно, с привлечением дорожных камер.

В ЕС разработан и реализуется риск-ориентированный подход к контролю автомобильных перевозок, реализуемый техническими средствами контроля деятельности водителей. Для этого введены требования регистрации пунктов погрузки-разгрузки.

В РФ требования регистрации пунктов погрузки-разгрузки отсутствуют.

Малочисленность инспекторов Ространснадзора на дороге в совокупности с высокими коррупциогенными факторами, вероятно, будут способствовать «черному» каботажу.

15

Ответственность

1. Водитель — до 1000 евро;

2. Перевозчик — от 1000 до 5000 евро с возможностью лишения лицензии автотранспортного оператора;

3. Отправитель — от 10 000 до 20 000 евро.

Водитель — 50 000-200 000 руб. (480-1900 евро) (ст. 11.26 КоАП).

Отсутствие ответственности отправителя сильно усложняет контроль каботажных перевозок в РФ.

Имеется проблема с картами инспекторов для контроля информации в тахографах.

16

Страхование грузов и ответственности перевозчика

Не работает при нелегитимной каботажной перевозке.

Не предусмотрено.

В ЕС разнообразное воздействие на законное выполнение каботажных перевозок.

17

Контроль реального отправителя и экспедитора

Есть, риск-ориентированный.

Возможность перевозки под «черным флагом» низкая.

Незаконная минимизация налогообложения резидентов государства-члена (отправителей и экспедиторов) минимальна.

Только в результате камеральной проверки, в т. ч. инспектором на дороге (что практически нереально).

Из-за недостатка инспекторов Ространснадзора на дорогах возможность перевозки под «черным флагом» высокая.

Незаконная минимизация налогообложения резидентов РФ (отправителей и экспедиторов) — с высоким риском.

Если бизнес поймет, что лазейки, имеющиеся в российских НПА по каботажу рабочие, с не очень высокими рисками, то каботаж может стать Клондайком по многим незаконным финансовым операциям.

Государства дружественных и не очень дружественных стран в той или иной степени защищают свой внутренний рынок коммерческих автомобильных перевозок. Наша страна несколько веков стабильно использует принцип «строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения».

Специалисты АТЭС с высокой долей скепсиса относятся к разрешению каботажа перевозчикам из стран ЕАЭС на территории Российской Федерации в действующих условиях.

Тарас Коваль, вице-президент АТЭС.