Рассказываем, как осуществлялась перевозка гигантских конструкций весом свыше полутысячи тонн.
Строительство плавучего дока «Владимир Емельянов» в Астраханской области стало одной из самых значимых транспортно-инженерных операций последних лет. Заказчиком выступил завод «Северная верфь», а непосредственная реализация проходила на заводах Южного центра судостроения и судоремонта ОСК. Главная задача — переместить четыре полублока весом от 676 до 951 тонны каждый для последующего укрупнения и насыщения оборудованием.
Перевозка гигантских полублоков для плавучего дока «Владимир Емельянов» в Астрахани стала возможной только благодаря созданию особого дорожного полотна — по сути, инженерного сооружения, сравнимого по прочности с аэродромом. Этот этап стал ключевым для успеха всего проекта и потребовал от «НЕГАБАРИТИКИ» максимальной точности, профессионализма и гибкости.
Подготовка началась с комплексных инженерных изысканий. Были проведены расчёты осевых нагрузок, моделирование движения техники по маршруту, анализ состояния грунтов и существующих покрытий. Особое внимание уделялось безопасности: предусматривались все возможные сценарии, включая нештатные ситуации, чтобы минимизировать риски для людей, техники и груза.
Строительство дорожного полотна для перевозки полублоков дока стало отдельной инженерной задачей. Работы велись в зимнее время, что значительно усложнило процесс: низкие температуры влияли на набор прочности бетона и требовали особых решений. Для ускорения набора прочности в конструкцию был интегрирован нагревающий кабель — это позволило сократить сроки выдержки бетона с 30 до 14 дней без потери качества.
Работы начались с полной выборки и вывоза неустойчивого грунта на южном стапеле, где осуществлялась погрузка. Основание было тщательно затрамбовано, чтобы исключить любые просадки под весом автопоезда. Далее была устроена подушка из песчано-щебёночной смеси, строго по ГОСТу, с точным соблюдением проектной толщины и плотности. Каждый этап контролировался замерами — от толщины и плотности подушки до качества трамбовки.
Далее следовало устройство опалубки и армирование дорожного полотна. Для заливки использовался бетон марки 550 — максимально прочный из доступных на рынке. Это решение обеспечило необходимую несущую способность и долговечность покрытия. Итог — полотно, способное выдержать массу до 1000 тонн.
Одна из самых сложных задач — интегрировать новое дорожное полотно с существующими рельсами завода, по которым перемещались железнодорожные тележки. Ошибки в расчетах могли привести к просадке между рельсами, образованию «бордюров» и невозможности прохождения модульных платформ. Поэтому проектирование велось с максимальным запасом прочности, а каждый участок между рельсами тщательно контролировался и усиливался.
На центральном стапеле, где осуществлялась выгрузка, работы осложнялись наличием старых плит, участков с обычным грунтом под металлическими листами и большим количеством инженерных коммуникаций. Здесь пришлось не только укреплять основание, но и создавать специальную площадку для поворота и разворота модульных платформ под углом до 45 градусов. Общая протяжённость дорожного полотна превысила 150 метров, были задействованы две полосы и отдельная площадка для манёвров.
Для перемещения полублоков были выбраны самоходные модули Cometto с двумя осевыми линиями, всего 44 оси. Эти модули были предоставлены партнёром проекта — компанией Benchmark Group. Программное обеспечение техники позволяло синхронизировать движение и обеспечивать манёвренность даже в стеснённых условиях между заводскими столбами и рельсами. Критериями выбора стали грузоподъёмность, точность управления и возможность быстрой модификации под задачи проекта. Самоходный модульный транспортер Cometto с дизельными двигателями обеспечивали автономность и точность позиционирования, что было критически важно при стыковке блоков с минимальным допуском по смещению.
Сам процесс перевозки был разбит на несколько зон с чётко определёнными точками манёвра. Каждый блок перемещался по заранее подготовленному маршруту, включавшему прямые участки, повороты с минимальным зазором и зоны выгрузки. Ключевым моментом было точное позиционирование первого блока: малейшее отклонение могло привести к проблемам при стыковке последующих конструкций.
В ходе работ возникали нештатные ситуации — от локальных повреждений дорожного полотна до технических неисправностей модулей. Благодаря заранее предусмотренным резервам, дежурной технике и опыту команды, все проблемы решались оперативно, не приводя к задержкам и рискам для груза.
Реализация этого проекта продемонстрировала: успех в перевозке сверхтяжёлых и негабаритных грузов невозможен без глубокой инженерной подготовки, детального планирования и гибкости в принятии решений. Особое внимание к подготовке дорожной инфраструктуры, интеграции с существующими объектами и разработке резервных сценариев позволило выполнить задачу на высочайшем уровне качества.
«НЕГАБАРИТИКА» — это не только крупнейший парк техники, но и уникальный опыт в мультимодальных и модульных перевозках, а также проектной логистике. Компания продолжает развивать направления перевозок сверхтяжёлых и негабаритных грузов, участвует в ключевых инфраструктурных проектах страны. Уже осенью текущего года готовится к очередной масштабной перевозке доков — ещё одному сложнейшему проекту из числа тех, которые под силу только лидерам рынка.
Плавучий док «Владимир Емельянов» — это не просто очередной объект, а новый стандарт для всей судостроительной отрасли России. Благодаря успешной реализации проекта отечественная промышленность получила уникальный инструмент для докового обслуживания и ремонта крупных судов непосредственно на территории российских верфей. Хотя док не предназначен для проведения ремонтных работ в открытом море, его появление значительно расширяет возможности судоремонта в стране, ранее доступные преимущественно за рубежом.
Этот проект — пример того, как тщательная подготовка, инженерная смелость и внимание к деталям позволяют реализовать задачи, которые ещё недавно казались невозможными.
Сайт компании: https://negabaritika.ru/
телеграм-канал: https://t.me/negabaritika_new