Почему нельзя торопиться, проверяя контрагента — и как убедиться в добросовестности компании, у которой недавно сменился руководящий состав?
Иван Перевозов в сердцах ударил кулаком по столу. Он сидел в придорожном кафе уже несколько часов — и не мог найти подходящий груз с хорошей ставкой.
— Тридцать тысяч от Твери до Костромы… Туда доберись ещё! Через Калязин и Углич ехать — всю подвеску там оставишь, по платкам — дорого… Кто ж за эти деньги ехать согласится! — вслух сказал водитель.
— Кто-то да согласится, времена сейчас такие, — усмехнулся коллега Ивана, обедавший за соседним столом.
Иван вздохнул. Ситуация на рынке сложилась тревожная: будь его фура в лизинге, пришлось бы совсем туго. Впрочем, дела и сейчас не ладились. Через два дня его будет ждать груз по неплохой ставке в Иванове, но не ехать же туда пустым? Хотелось найти что-то подходящее в попутном направлении, провести время с пользой.
Водитель обновил страничку с грузами и увидел новое объявление: 15 тонн стройматериалов нужно перевезти из Ржева в Ярославль. Ставка сравнительно неплохая, 36 тысяч рублей.
— Так, что тут у нас… — Иван заглянул в паспорт экспедиционной компании, выставившей груз. — Звёзды зелёные, контакты не менялись, активность без резких перепадов, только директор сменился пару месяцев назад… как бы выяснить, почему?
Перевозчик задумался: дорога от Твери до Углича оставляла желать лучшего. Но была причина, по которой ему хотелось по ней поехать: это пирожковая в Калязине. Объездив добрую половину России, таких вкусных пирожков — с пышным белым тестом и огромным количеством начинки — Иван не встречал нигде.
Конечно, пирожки не были решающим фактором: поджимали сроки. Эта перевозка как раз заняла бы время до погрузки в Иванове. Ещё раз пробежавшись взглядом по паспорту компании, он набрал номер контактного лица и начал договариваться о перевозке.
— Вижу, директор у вас сменился, — сказал Иван диспетчеру как бы между делом. — Что-то случилось?
— Михаил Петрович сильно болел, — собеседник неожиданно сменил тон, заговорил глухо, неохотно. — До сих пор привыкнуть не можем, что его больше нет.
Перевозчик осёкся и почувствовал, что задал неудобный вопрос.
Спустя четыре с небольшим часа Иван уже грузился во Ржеве. Всё прошло как по маслу: на следующий день водитель пообедал в Калязине, полюбовавшись видом на знаменитую колокольню, а вечером выгрузился под Ярославлем и отправился на следующую погрузку.
И всё-таки что-то казалось перевозчику неправильным. Перед подписанием заявки Иван искал информацию о новом руководителе, но в открытых источниках ничего не нашёл. График активности компании тоже не вызывал подозрений: как работала, так и работает…
* * *
Спустя три недели Иван вспомнил об этом заказе и написал диспетчеру, чтобы узнать, когда перевозка будет оплачена. Диспетчер не ответил. Тогда Иван заглянул на ATI.SU и увидел, что зелёные звёзды стали красными.
— Вот и меня провели мошенники! — горько усмехнулся перевозчик.
Хоть дальнобойщик и понимал, что сравнительно легко отделался, эта ситуация его разозлила. Иван зашёл на форум и выяснил, что жертвами мошенников стал как минимум десяток перевозчиков. Злодеи работали по известной схеме: завладев аккаунтом, они в течение некоторого времени отыгрывали роль добропорядочного экспедитора, а затем набрали большое количество заказов, получили за них оплату и не стали расплачиваться с перевозчиками. Предпринимателю было особенно обидно, потому что об этой схеме он знал — но не сумел её распознать. Вернее, заподозрил неладное, но не понял, как проверить компанию, и слишком нужен был ему именно такой груз... да и пирожков хотелось, чего тут скрывать.
Мошенники завладели компанией в тот момент, когда у неё сменился директор. Сама по себе смена директора или учредителя у юрлица — обычное дело, но если она произошла недавно, следует воспринять её как повод для проведения тщательной проверки.
Среди разгневанных откликов на форуме выделялся один, написанный спокойным тоном. Пользователь писал:
— Я тоже видел грузы от этого экспедитора по хорошим ставкам, но решил не рисковать. У компании долги по налогам копятся уже больше года. Вкупе со сменой учредителя этого достаточно, чтобы с ней не работать.
Иван заинтересовался и позвонил участнику обсуждения, чтобы выяснить, где тот получил информацию о задолженности. Коллега оказался дружелюбным и объяснил перевозчику, что такая информация находится в открытом доступе.
Мошенники не платят налоги: им незачем это делать. Когда закончится отчётный период, они бросят компанию и «откроют» другую. Узнать, есть ли у ИП или юрлица задолженности и пени по налогам можно с помощью бесплатного сервиса Федеральной налоговой службы «Прозрачный бизнес».
Сервис показывает не только общую сумму неуплаченных налогов, но и историю её изменения, а также структуру долга. Если же информации о задолженности на страничке компании или ИП нет, значит, нет и самой задолженности.
Недавно мы писали о номинальных руководителях и о том, как их можно распознать. К сожалению, далеко не всегда информацию о них можно найти в открытом доступе. В таком случае проверка задолженности по налогам станет дополнительным способом убедиться в добросовестности компании.
Из этой истории Иван Перевозов извлёк для себя два урока:
- Проверка контрагента не должна выполняться наспех. Даже если у компании зелёные звёзды, груз идеально подходит под вашу машину, а ставка вполне устраивает — проверять заказчика нужно тщательно, без спешки. В этом помогут наши чек-листы (.pdf, .png, .pptx) — сохраните их или распечатайте и пользуйтесь каждый раз, когда берёте груз или заказываете перевозку.
- Смена директора, произошедшая недавно — повод для более тщательной проверки. Воспользуйтесь сервисом ФНС «Прозрачный бизнес» и узнайте, нет ли у потенциального контрагента задолженности по налогам; поищите информацию о новом учредителе в открытых источниках или используйте платные проверки на ATI.SU — например, комплексные проверки физических лиц.