Волна банкротств захлестнула рынок автоперевозок. Как проходит процедура банкротства — и может ли она быть безболезненной?
Волна банкротств, о которой эксперты предупреждали ещё в прошлом году, накрыла рынок автомобильных грузоперевозок. Из-за низких ставок рентабельность бизнеса перевозчиков, не успевших выкупить машины из лизинга, стала отрицательной. Многие владельцы транспорта влезают в долги. И даже те, кто решают вернуть машины, зачастую не могут договориться с лизингодателем об условиях возврата.
Счёт изъятым фурам идёт на десятки тысяч. По прогнозам лизинговых компаний в 2025 году объёмы изъятий будут увеличиваться.
Для многих перевозчиков, не способных справляться с долговой нагрузкой, единственным выходом становится банкротство. В первом квартале 2025 года количество личных банкротств в России выросло на 35%: возможностью списать долги воспользовалось 120 тыс. физлиц. Отметим, что ИП и самозанятые проходят процедуру банкротства именно как физические лица.
— Большинство предпринимателей с трепетом относятся к своему делу, переживают за него, стремятся всеми силами оттянуть банкротство, — рассказывает Андрей Колесниченко, директор специализирующейся на банкротствах юридической компании Юстэк. — Их можно понять, но зачастую в стремлении во что бы то ни стало сохранить бизнес они только усугубляют своё положение и увеличивают и без того неподъёмные долги.
Один из клиентов Юстэк обратился в компанию в 2023 году с долгом в 3,5 млн рублей: получив консультацию, он не решился инициировать процедуру банкротства. В январе 2025 года он вновь обратился за помощью, сумма его долга не изменилась.
— Предприниматель оплачивал долги, брал одни кредиты, чтобы погасить другие, но не смог даже уменьшить свою задолженность. Два года он работал в ноль, всё это время его бизнес находился в агонии, — объясняет юрист.
Многие предприниматели считают, что банкротство — это катастрофа, буквально конец жизни: в отношении банкрота будут введены ограничения, у него изымут имущество… Андрей Колесниченко утверждает: часто всё происходит с точностью до наоборот, и банкротство становится спасением. Рассмотрим, с какими последствиями процедуры могут столкнуться ИП и самозанятые граждане.
Ограничения для банкротов
В федеральном законе о банкротстве прописано всего два положения, которые могут хоть и незначительно, но всё же усложнить жизнь.
- В течение 5 лет гражданин при получении кредитов будет обязан сообщать, что прошёл процедуру банкротства.
- В течение 5 лет гражданину нельзя будет пройти эту процедуру повторно.
Есть ещё одно ограничение: если на момент банкротства гражданин был ИП, то в течение трёх лет ему нельзя будет заново зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Но это ограничение можно абсолютно легально обойти, если закрыть ИП перед началом процедуры банкротства.
Изъятие имущества
У банкротства может быть два итога: либо реструктуризация долга, либо его полное списание. Разумеется, должники предпочитают второй вариант. Андрей Колесниченко отмечает, что для вынесения решения о реструктуризации необходимо соблюдения чётко прописанных в законодательстве условий. Поэтому опытный юрист после беседы с клиентом всегда сможет сказать, существует ли риск реструктуризации — или же долг будет полностью списан.
Ещё один страх предпринимателей — изъятие имущества, в том числе недвижимости. Андрей Колесниченко отмечает, что единственное жильё не может быть изъято, равно как и вещи в нём.
Более того, во многих случаях можно сохранить и другое имущество, в том числе совместно нажитое. Есть множество ситуаций, в которых изъятие должнику не грозит.
А что потом?
Для многих клиентов Юстэк банкротство стало спасением: им удалось избавиться от долгов, сохранив при этом либо всё имущество, либо бóльшую его часть.
— Пройдя процедуру, такие предприниматели думают: я так переживал, но теперь понимаю, что это был правильный выбор, что всё сложилось наилучшим образом, — рассказывает Андрей Колесниченко. — Особенно в той идеальной ситуации, когда получается сохранить имущество.
Процедура банкротства чётко регламентирована, а её результаты всегда предсказуемы. Специализирующийся на банкротстве юрист уже на этапе консультации будет понимать, чем завершится дело и есть ли какие-то риски — и расскажет об этом клиенту.
— На консультации мы изучаем, как у клиента обстоят дела, и даём ему надёжный прогноз, — рассказывает Андрей Колесниченко. — Большая часть консультаций проходит в режиме онлайн, а работаем мы со всеми регионами России: банкротства рассматриваются в арбитражных судах, заседания которых проходят в формате видеоконференции.
Компания Юстэк специализируется на банкротстве физических лиц с 2015 года. За это время её клиентами стали свыше четырёх тысяч человек.
— Рассчитывать на улучшение ситуации в ближайшее время не приходится, — констатирует Андрей Колесниченко. — Но любые проблемы можно решить. А чем раньше начнёшь решать проблему, тем проще будет это сделать. Запишитесь на бесплатную консультацию сейчас, чтобы задать любые вопросы квалифицированному юристу!