← Дзен

Не у каждого типа груза есть такое мощное лобби

© Кирилл Черезов / Фотобанк Лори

Президент Ассоциации транспортных экспертов и специалистов (АТЭС) Тарас Коваль — о идее временного вывода перевозок мусора из-под весового контроля и возможных последствиях такого решения.

Ассоциация транспортных экспертов и специалистов, используя различные площадки и СМИ, многократно предупреждала: развертывание систем АПВГК обнажило в первую очередь не проблемы автоматического взвешивания транспортных средств в движении, а конфликт противоречий в нормировании весогабаритных параметров. Без решения давно накопившихся препятствий для работы автотранспорта АПВГК будут эффективным инструментом сбора средств в региональные бюджеты по месту их установки. Но, как выясняется, есть и иные локальные предложения решения «весовой проблемы» на уровне Федерального законодательства.

На прошедшей неделе в Государственную Думу внесли на обсуждение законопроект № 742012-8, которым предлагается внести изменения в статью 62 ФЗ-257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». По задумке авторов законопроекта предлагается до 1 января 2028 года вывести из-под весового контроля транспортные средства, используемые для транспортирования твердых коммунальных отходов (ТКО).

Что относится к ТКО, показано на рис 1:

инфографика: ГК Кашалот

Буквально предлагаемые изменения, сформулированы следующим образом:

«До 1 января 2028 года допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесных транспортных средств, используемых для транспортирования твердых коммунальных отходов, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось»

Депутаты предлагают фактически отменить любые ограничения по осевым нагрузкам и массе транспортного средства при перевозке ТКО.

Пытаясь опубликовать как можно больше мнений, но в то же время объективно ограниченные в объеме материалов, федеральные СМИ в своих публикациях по данной теме упустили ряд принципиальных моментов.

Специалисты АТЭС были и остаются приверженцами в первую очередь условий справедливой конкуренции и равноправного подхода к перевозке любых видов груза. Без здоровой конкуренции перевозчиков и приемлемых социальных условий для водителей невозможно добиться высокого уровня безопасности дорожного движения.

АТЭС считает необходимым открыто и публично разъяснить свою позицию, так как это будет полезно для всех перевозчиков. Возможно, кто-то из депутатов, подписавших законопроект, прочтет наше мнение, поймет, к чему может привести принятие предложенного законопроекта, опомнится и отзовет свою подпись.

Исключения из правил

Анализ работоспособности нормативных правовых актов показывает, что хорошо работают законы, которые не содержат исключений, каким-либо образом выделяющих отдельные хозяйствующие субъекты, создавая таким образом неоправданные преференции для избранных. Минимум и обоснованность исключений — залог работоспособности закона. Иначе находятся лазейки для несоблюдения закона.

Тем не менее, на сегодняшний день в весовом вопросе уже существуют исключения по контролю:

  • осевых нагрузок при движении автобусов. Введены письмом Минтранса в Ространснадзор от 01.04.24 № АК-Д2-25/6921 (рис. 2);
  • всех транспортных средств, у которых превышены технически допустимые нагрузки на ось и/или технически допустимая масса транспортного средства, но находятся в норме допустимые весовые ограничения. Относится к транспортным средствам категорий N1-N2; М1-М3; О1-О3.

Рисунок 2.

Превышение допустимых весовых норм более чем на 10% допускается только при получении специального разрешения. Оно выдается только на неделимый груз. Но для выполнения «международной перевозки товаров в контейнере в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита разными видами транспорта» статьей 31 ФЗ-257 допускается получение специального разрешения. А если товар в контейнере растаможили, например, на приграничной таможне в порту, то право на получение разрешения для транспортировки контейнера вглубь страны теряется.

Кроме легальных исключений соблюдения весовых норм в России хорошо развиты «нелегальные исключения» из весовых ограничений.

19 из 20 самосвалов, зерновозов, миксеров, лесовозов, транспортных средств, перевозящих 2 контейнера по 20 ft, седельных автопоездов с количеством осей на полуприцепе больше трех при вынесенной вперед одной или двух осей, которые опускаются только при прохождении постов весового контроля, имеют значительное превышение допустимых осевых нагрузок и/или допустимой массы транспортного средства.

Когда платят за кубы, а везти надо килограммы

Оплата перевозки части грузов осуществляется за перевезенный объем. ТКО — один из таких грузов. Принципиальное значение в этой ситуации играет плотность груза и, особенно, ее изменение по различным причинам.

У мусоровозов, как у самосвалов и транспортных средств с другими типами кузовов, конструкция шасси транспортного средства выбирается в зависимости от действующих весовых норм в стране эксплуатации. На объем кузова, вес и место установки специального оборудования, кроме весовых норм, влияет конструкция транспортного средства. При отсутствии весового контроля ничего не мешает перевозчику приобрести транспортное средство, конструкция которого изначально не предназначена для соблюдения весовых правил.

В большинстве случаев транспортные организации, предоставляющие услуги по вывозу ТКО, работают с заказчиками на основе тендеров. Нагрузка на ось, распределение нагрузки по осям, масса гружённого транспортного средства — малоинтересный набор слов для заказчика по сравнению со стоимостью вывоза 1м³ ТКО.

Поэтому:

  • Условия, закладываемые в тендерную документацию, рассматриваются с точки зрения финансовой эффективности заказчика и совершенно не учитывают особенности и условия деятельности перевозчиков. В результате возможность выиграть тендер имеется только у компаний, которые пренебрегают соблюдением установленных весовых норм. Да и кто мог некоторое время назад предположить, что мусоровозы, как и автобусы, поедут через АПВГК и им начнут выписывать огромные штрафы за превышение весовых норм.

  • Нам неизвестны случаи, когда заказчики услуг по вывозу бытового мусора несли бы солидарную или локальную ответственность за превышение весовых нагрузок, устанавливали бы у себя весы или проверяли распределение нагрузок по осевым датчикам транспортных средств после загрузки.

Безопасность дорожного движения

Осевые нагрузки влияют не только на воздействие автомобиля на дорожное полотно. Более важное значение осевые нагрузки оказывают на безопасность дорожного движения. Превышение осевой нагрузки:

  • при торможении приводит к повышенному выделению тепла агрегатами рабочей тормозной системы и, как следствие, к снижению эффективности торможения вплоть до полного отказа рабочей тормозной системы;

  • увеличивает тормозной путь транспортного средства;

  • приводит к перегреву шин и, как следствие, их разрыву с потерей транспортным средством курсовой устойчивости.

Современные транспортные средства имеют ведущие мосты с допустимой технической нагрузкой, установленной заводом-изготовителем, 12,5-13 тонн. Однако в России нечасто сертифицируют грузовые транспортные средства на нагрузку по ведущей оси более 11,5 тонн.

Предлагаемый депутатами законопроект полностью дискредитирует систему сертификации мусоровозов, снимает ответственность с их производителей в случае превышения нагрузок, указанных на шильде каждого транспортного средства. Депутаты хотят перенести всю ответственность на водителя и перевозчика.

Серьезное отступление от распределения осевых нагрузок, заложенных в конструкцию автомобиля, например, смещение осевой нагрузки с рулевой оси на ведущую при плохих дорожных условиях ведет к потере управляемости транспортным средством.

Дороги, обгоняющие по стоимости взлетно-посадочные полосы аэропортов

Увеличение допустимых нагрузок ведущих осей с 11,5 до 12,5-13 тонн приведет к кратному увеличению стоимости дорожной инфраструктуры. Такие осевые нагрузки могут позволить себе только страны с очень хорошими типами грунтов.

Лишний вес

Отсутствие в течение длительного времени весового контроля не только у мусоровозов, противоречия интересантов грузовых автомобильных перевозок, российских производителей транспортных средств, часто дурящих неопытных перевозчиков моделями, при использовании которых перевозчик будет «грести деньгу лопатой», привели к повсеместному использованию конструкций транспортных средств с «лишней» снаряженной массой в 3-6 тонн!

Факторы, неподдающиеся автоматическому контролю

В пояснительной записке, в интервью представителей экологических операторов речь прямо или косвенно в основном идет о двух- и трехосных мусоровозах с прессом, расположенным в задней части кузова. При этом в самом законопроекте про тип транспортных средств, перевозящих ТКО, ничего не сказано.

Значит, возить ТКО можно даже в тенте или рефрижераторе. Или делать вид подобной перевозки. Отличить ТКО от других видов отходов АПВГК не под силу, то есть возить с перегрузом можно будет любой мусор.

Основным способом весового контроля на сегодня являются пункты АПВГК. Они не обладают функционалом определения типа перевозимого груза. Принятие законопроекта — Клондайк для манипуляций.

Кто следующий за изменениями в статью 62 ФЗ-257?

Если мораторий на весовой контроль для мусоровозов все-таки введут, то возникнет вопрос: у каких секторов экономики не менее мощное лобби? Список напрашивается немаленький: строительство, аграрный сектор, лесозаготовка, добывающая промышленность. Так может все-таки лучше не начинать кроить весогабаритное законодательство?

Может, не ограничиваться мораторием только весового контроля?

В пояснительной записке к законопроекту сказано, что «приобретение специализированной техники меньшего объема повлечет за собой существенное увеличение издержек операторов, которые, в свою очередь, повлекут увеличение стоимости оказываемых услуг по вывозу ТКО для населения и юридических лиц в несколько раз».

Контроль рабочего времени водителей мусоровозов при помощи тахографа может неожиданно выявить существенные нарушения Трудового права у перевозчиков ТКО и, как следствие, потребность в увеличении водительского состава, что, в свою очередь, «повлечет увеличение стоимости оказываемых услуг по вывозу ТКО для населения и юридических лиц в несколько раз». Может депутатам не ждать введения контроля рабочего времени, а заодно внести изменения в ФЗ-196 «О безопасности дорожного движения», обязывающего устанавливать в транспортные средства тахограф?

Предложенный четырьмя сенаторами Российской Федерации и пятнадцатью депутатами Государственной Думы законопроект прямо противоречит условиям равноправной конкуренции, основам безопасности дорожного движения грузового транспорта, низвергает сертификацию транспортных средств, ведет к повышенному износу дорожной инфраструктуры, причем самой дорогой ее части, находящейся внутри мегаполисов, жестко и безосновательно лоббирует интересы действующих перевозчиков мусора.

Предложение АТЭС

Наша ассоциация считала и считает, что выходом из положения может быть скорейшее изменение весогабаритных норм. В частности:

  • изменение определений «допустимая нагрузка на ось» и «допустимая масса транспортного средства». Параметры не должны превышать технически допустимой нагрузки на ось и технически допустимой массы транспортного средства, а также допустимой нагрузки на установленные шины (индекса нагрузки LI = Load Index);
  • допустимая нагрузка на ведущую ось на всех дорогах, по которым разрешено движение грузового автотранспорта и автобусов, должна быть ограничена 11,5 тоннами. На одиночную поддерживающую ось нет смысла увеличивать допустимую нагрузку более 10 тонн;
  • допустимая нагрузка на группу из двух осей моторного транспортного средства должна быть ограничена 19 тоннами, а не 15 или 16, как сегодня. При этом если две оси ведущие, то нагрузка на каждую из осей не может превышать 9,5 тонн. Если одна ось ведущая, а вторая «ленивец»: 11,5 тонн — на ведущую, 10 тонн на поддерживающую с соблюдением LI шин, установленных на ось.

В действительности необходимо системное изменение большинства весогабаритных параметров. Но, как минимум, перечисленные изменения смогут решить проблемы не только мусоровозов, а выдвинувшие подобное предложение депутаты получат уважение у автотранспортного сектора.

Тарас Коваль