С 1 сентября 2024 года вступает в силу Приказ Минтранса № 361 «Об установлении Требований к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства». С этой даты он заменит Приказ №343.
Коллектив ТЭК Спецраз внимательно перечитал оба приказа для вас. Написали в статье, что поменяется для перевозчиков негабарита с началом осени.
Общий обзор изменений
Начнём с того, что строго говоря, изменения коснулись не самого приказа, а Требований к организации движения негабарита. Сам текст этих Требований сократился — в старой версии было 33 пункта в четырёх разделах, а в новой версии отказались от разделов и оставили 23 пункта. Хотя в целом смысловая структура Требований осталась прежней. Они описывают:
- общие условия движения негабарита по автодороге;
- оборудование транспортного средства, перевозящего негабарит;
- условия, при которых необходимы автомобили прикрытия и как они должны быть оборудованы;
- требования к разработке проектов организации дорожного движения (ПОДД).
Самым основательным изменениям подвергли как раз последний раздел — требования к ПОДД.
Что убрали
Пункт 3 про необходимость соответствия ТС требованиям технического регламента Таможенного союза.
Пункты 4 и 5 объединили — там про то, что для перевозки негабарита можно использовать только ТС, предназначенные для такой перевозки, что должно подтверждаться документально.
Совсем убрали пункт 7 про обязательное наличие системы аварийного торможения и противооткатных упоров.
Изъяли пункт 11 про наличие не менее двух зеркал заднего вида с обеих сторон.
Ушел пункт 12 о том, что собственник ТС не должен допускать неисправное транспортное средство к перевозке — это дублирующее требование из ПДД.
Также убрали пункт 13 о том, что размещение и крепление груза должно соответствовать схеме, разработанной согласно законодательству.
Из пункта про список запретов для водителя КГТС совсем убрали текст о том, что ему запрещено "останавливаться для отдыха вне специально обозначенных стоянок, расположенных за пределами проезжей части". Интересно. Часто мы сталкивались с тем, что в ПОДД запрещали водителям останавливаться для отдыха на территории АЗС или рядом с кафе/мотелями, если отсутствовал знак "Парковка". Возможно, теперь это разрешено.
Совсем убрали текст про то, что сопровождение негабарита патрульными экипажами ДПС определяется подразделением Госавтоинспекции при согласовании маршрута движения. В новых Требованиях про сопровождение ГИБДД вообще ничего нет. Тоже интересно — теперь вообще не нужно будет прописывать ДПС в проектах?
Изъят пункт про то, как должен быть оформлен проект ОДД:
Проект организации дорожного движения должен быть оформлен в бумажном виде, сброшюрован…
Привет ФКУ "Центравтомагистраль" — единственному ведомству, которое последние годы требовало приносить им проекты в бумажном виде. Теперь, по всей видимости, следуя букве закона, и им должно быть достаточно скан-копии проекта, внесенного через систему выдачи разрешений.
Ну и гвоздь программы, касающийся разработки ПОДД — совсем убрали пункт 22:
Сведения, изложенные в проекте организации дорожного движения, должны быть подтверждены фотоматериалами, отражающими фактическое состояние объектов дорожной инфраструктуры на момент разработки проекта организации дорожного движения после подачи заявления на получение специального разрешения.
Фото с маршрута больше не нужны! Про это упрощение жизни всем перевозчикам негабарита подробнее расскажем ниже.
Что осталось без изменений
Требования к наличию автомобилей прикрытия немного переформулировали, но по сути они остались прежними:
Также не поменялись требования к оборудованию самого транспортного средства в части наличия и расположения знаков "Крупногабаритный груз", фонарей и проблесковых маячков. Знакомые картинки остались прежними:
Требования к оборудованию автомобилей прикрытия тоже не претерпели никаких изменений:
Что добавили
Во-первых, добавили всякого разного текста в требования к разработке проектов организации дорожного движения. Разберемся подробнее ниже.
Плюс к тому — появился очень любопытный пункт. Процитируем его полностью:
20. Владелец автомобильной дороги (участка автомобильной дороги, улично-дорожной сети) направляет заявителю в соответствии с утвержденной им схемой движения транспортных средств на автомобильной дороге (участке автомобильной дороги, улично-дорожной сети):
1) наименование автомобильной дороги (участка автомобильной дороги, улично-дорожной сети) с указанием километража начальной и конечной точки;
2) информацию о категории автомобильной дороги (участка автомобильной дороги);
3) информацию о количестве полос движения автомобильной дороги (участка автомобильной дороги, улично-дорожной сети);
4) информацию о ширине проезжей части автомобильной дороги (участка автомобильной дороги, улично-дорожной сети);
5) информацию о ширине полосы для движения транспортного средства;
6) информацию о ширине обочины автомобильной дороги (участка автомобильной дороги, улично-дорожной сети) и ее состояние (укреплена, не укреплена);
7) существующую схему организации дорожного движения на маршруте движения или участке маршрута движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства между пунктом отправления и пунктом назначения транспортного средства, для которого разрабатывается проект организации дорожного движения;
8) информацию о наличии на автомобильной дороге (участке автомобильной дороги, улично-дорожной сети) искусственных сооружений (мостов, путепроводов), железнодорожных переездов в одном уровне с указанием километража начальной и конечной точки;
9) информацию о месте для стоянки транспортных средств (при наличии);
10) разрешенное время движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства (дни и часы);
11) информацию об интенсивности дорожного движения на автомобильной дороге (участке автомобильной дороги, улично-дорожной сети).
Вот это совсем новое. Теперь вместе с требованием ПОДД в систему должна приходить вся эта информация. В каком виде она будет приходить? Все ли владельцы дорог готовы ее предоставлять в автоматическом режиме? Это все покажет только практика после 1 сентября.
Вряд ли разработчики системы выдачи разрешений и владельцы дорог порадуют перевозчиков какой-то единой структурой предоставления этих данных. Скорее всего, к требованию будет прикрепляться или даваться ссылка на какой-нибудь многостраничный PDF с дислокациями по дороге и кучей другой информации, среди которой при разработке ПОДД нужно будет находить и вычленять то, что потребуется для вставки в проект.
Представитель одного согласующего ведомства в разговоре по телефону говорил о том, что они вообще не понимают пока, каким образом и в каком объеме предоставлять эту информацию — тем более, что некоторые пункты вообще представляют собой гостайну и не подлежат распространению.
В любом случае, Требования с 1 сентября вступают в силу, эти данные должны каким-то образом оказаться в системе выдачи разрешений, а нам с вами придется их использовать при разработке ПОДД. Посмотрим, как это будет выглядеть, проанализируем, попробуем — и обязательно расскажем вам об этом в следующей сентябрьской статье.
Новые требования к ПОДД
У нас с Минтрансом для вас две новости...
Фотоматериалы больше не нужны
Сначала о хорошем. Они действительно больше не будут самой частой причиной отказа в согласовании ПОДД.
Приказ №361 был опубликован еще в октябре прошлого года, он не остался незамеченным, и на пункт про отмену требований к фото мы обратили внимание еще давно. "Нет ли здесь какого-то подвоха?" — подумали мы с командой Спецраза, и в мае этого года решили отправить запрос в Минтранс по этому поводу. Вот текст запроса:
О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ФОТОМАТЕРИАЛОВ В ПРОЕКТАХ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ С 1 СЕНТЯБРЯ 2024 Г.
С 1 сентября 2024 года вступит в силу Приказ Министерства транспорта РФ от 31 октября 2023 г. №361 "Об установлении Требований к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства" (далее по тексту Приказ №361).
Приказ №361 отменяет действие одноименного Приказа Минтранса РФ от 31 августа 2020г. №343 (далее по тексту Приказ №343).
В Приказе №343, который теряет силу с 1 сентября 2024 года, присутствует пункт 22, требующий, чтобы сведения, изложенные в проекте организации дорожного движения, должны быть подтверждены фотоматериалами, отражающими фактическое состояние объектов дорожной инфраструктуры на момент разработки проекта организации дорожного движения после подачи заявления на получение специального разрешения.
В Приказе №361, вступающем в силу 1 сентября 2024 года, отсутствует подобный пункт. В закрытом перечне сведений (п.21 Приказа №361) также отсутствует указание на необходимость предоставления фотоматериалов, отражающих фактическое состояние объектов дорожной инфраструктуры.
Пункт 23 Приказа №361 регламентирует, что проект организации дорожного движения подлежит согласованию в порядке, установленном частью 19 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации". В тексте указанного Федерального закона также отсутствуют какие-либо требования о предоставлении фотоматериалов в проектах организации дорожного движения.
Процедура разработки и согласования проектов организации дорожного движения в настоящее время включает зачастую большой объем работ по фотосъемке участков маршрута для разработки проектов организации дорожного движения. При этом именно качество фотоматериалов в настоящее время является основной причиной отказов владельцев автодорог в согласовании проектов. Таким образом, вопрос о предоставлении фотоматериалов является существенным при организации перевозок крупногабаритного транспорта.
В связи с этим, прошу Вас предоставить разъяснения по следующим вопросам:
1. Действительно ли Приказ №361, вступающий в силу 1 сентября 2024 года отменит требование о предоставлении фотоматериалов при согласовании проектов организации дорожного движения?
2. Вправе ли будут владельцы автодорог требовать предоставления фотоматериалов для согласования проектов организации дорожного движения с 1 сентября 2024 года? В случае, если все же такое требование поступит от владельца автодороги после 1 сентября 2024 г., можно ли будет считать такое требование неправомерным?
3. Будет ли являться отсутствие требования о предоставлении фотоматериалов в Приказе №361 достаточным основанием для владельца автодороги для согласования проекта организации дорожного движения без включения в него фотоматериалов?
4. Планируется ли дополнительно регламентировать какими-то нормативно-правовыми актами процедуру разработки и согласования проектов организации дорожного движения для перевозки крупногабаритных транспортных средств?
Минтранс не стал вдаваться в подробности и развернуто отвечать на все поставленные вопросы. Однако, отсутствие требований к фотографиям маршрута все же подтвердил, хоть и в своей специфической манере:
Забирайте копию письма себе по ссылке spcrz.ru/nofoto.pdf, чтобы можно было отправлять его в ответ тем ведомствам, что продолжат требовать фотографии с маршрута.
Вторая новость
Теперь о грустном. Основательно переработали требования к содержанию ПОДД. Если учесть, что некоторые согласующие прямо-таки требуют, чтобы структура проекта один-в-один соответствовала той структуре, что описана в Приказе, то похоже, нас с вами ждут некоторые сложности при разработке проектов.
Речь пойдет о пункте 21 новых Требований:
21. Внесенный в систему выдачи специального разрешения в соответствии с пунктом 22 Требований проект организации дорожного движения должен содержать следующие сведения:
В чем сложности?
Во-первых, подпункт 4:
4) схему и описание маршрута движения или участка маршрута движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства между пунктом отправления и пунктом назначения транспортного средства, для которого разрабатывается проект организации дорожного движения, с указанием направленной в соответствии с пунктом 20 Требований заявителю информации владельца автомобильной дороги (участка автомобильной дороги, улично-дорожной сети), сформированные автоматически системой выдачи специального разрешения при подаче заявления на выдачу специального разрешения;
Это как раз то, о чем мы писали выше — нужно будет взять присланный ведомством материал, его проанализировать, вычленить оттуда нужные данные и вставить в проект. Тут очень многое будет зависеть от формата, в котором ведомство будет предоставлять данную информацию.
Хорошо, если это будет структурированный в системе текст — как сейчас, например, титулы дорог по маршруту и основания для предоставления перечня мер или ПОДД. Тогда с этим будет работать проще.
Хуже, если это будет многостраничный скан плохого качества — и придется вручную перепечатывать оттуда данные в проект.
Дальше поехали. Подпункт 9:
9) схемы изменения организации дорожного движения для маршрута или участка маршрута движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с обозначением технических средств организации дорожного движения, инженерных сооружений, автомобилей прикрытия (при необходимости), протяженности участка автомобильной дороги, ширины проезжей части, ширины полосы для движения транспортного средства, количества полос движения, оформленные в масштабе не менее 1:500;
Как будет трактоваться ведомствами эта норма? Остается пока только надеяться, что нас с вами не заставят в ПОДД для перевозки негабарита предоставлять вот такое:
Ну и вишенка на торте, подпункт 12:
12) о необходимости полного или частичного перекрытия движения на участках автомобильной дороги (в том числе об ответственных за перекрытие должностных лицах).
Перекрытие требуется довольно часто в проектах. Кого указывать лицом, ответственным за перекрытие? Требования не разъясняют. Будет ли достаточным указать водителя ТС? Или лицом, ответственным за перекрытие может быть только регулировщик в терминах ПДД — и как тогда быть?
"Регулировщик" — лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей. К регулировщикам также относятся уполномоченные лица из числа работников подразделений транспортной безопасности…
Как много вопросов и как мало пока ответов. Ну, до 1 сентября осталось недолго — будем смотреть, что будет приходить в системе и как будут ведомства реагировать на обновленные ПОДД от перевозчиков.
Резюме
В целом видно, что новые Требования, утвержденные Приказом №361, последовательно продолжают реформирование процедуры выдачи спецразрешений на перевозку негабарита по России. Даже видно, что изменения вносились осознанно и вдумчиво-дублирующие нормы из других законов убрали, стало меньше "воды".
Также видно, что разработке ПОДД для перевозки КТГ стали уделять больше внимания — во-первых, закрепили необходимость разработки проектов на уровне Федерального закона (до марта 2024 в 257-ФЗ не было понятия ПОДД); во-вторых, вот эти вот новые Требования ввели.
То есть понятно, что сами проекты еще долго никуда не денутся и у Спецраза еще долго будет много работы по разработке этих проектов для наших уважаемых заказчиков. У нас создалось впечатление, что вообще этот новый Приказ №361 был сочинен в большей степени именно ради изменения норм про проекты ОДД.
При этом проекты остаются как и прежде, чисто бюрократической формальностью, только для того, чтобы владелец автодороги был прикрыт бумажкой, когда согласует ширину больше 3,0. В реальности этот документ нужен только при проектных перевозках очень большого и тяжелого. По факту, основным ответственным лицом за безопасность перевозки негабарита как был, так и остается водитель автопоезда.
Уже хорошо, что хотя бы данные для проекта обязали предоставлять владельцев дорог. Но ведь могли бы и дальше пойти — обязать владельцев и ПОДД разработать для своих участков. Кому как не им, лучше знать — каким образом нужно обеспечить безопасность движения для автопоездов с разными габаритами. А перевозчикам скидывать не просто информацию о дороге, а разработанный ПОДД, с требованием выполнять его условия. Вот это было бы "регулирование здорового человека".
В общем, ждем 1 сентября и наблюдаем, как это все будет развиваться. Будем надеяться, что вступление в силу нового Приказа не очень надолго парализует работу системы выдачи разрешений (как это обычно бывает после внедрения новых законопроектов).
Удачи на дорогах!
Ваш спец по негабаритным перевозкам,
ТЭК Спецраз