← Дзен

Обманчивый штиль: как меняются ставки на автоперевозки в середине лета

ERID: 2SDnjdbbCxJ

фото: Росавтодор / https://rosavtodor.gov.ru/

Рассказываем, на каких направлениях тарифы в июле изменились сильнее всего и как крупные компании отслеживают их изменения, чтобы сокращать издержки — или не работать по низким ценам.

По итогам июля Индекс ATI.SU практически не изменился, прибавив за месяц всего 0,6%. В таком положении показатель, отражающий средние ставки на перевозки по России, остаётся с середины апреля.


Нынешнее затишье — нетипичное: данные за прошлые годы показывают, что обычно ставки начинают расти весной, а летом рост продолжается. В июле представители крупных транспортных компаний, входящих в ассоциацию «АвтоГрузЭкс» рассказали нам, что штиль на рынке связан с уменьшением спроса на перевозки, связанного в том числе с трудностями, которые возникают у компаний с проведением международных платежей. Тем не менее, перевозчики ожидают, что в конце августа ставки всё же пойдут вверх в преддверии «высокого сезона».

Говоря о затишье, следует отметить, что Индекс ATI.SU — это общий показатель, отражающий состояние рынка. Несмотря на то, что в июле он изменился совсем незначительно, на некоторых направлениях ставки продемонстрировали впечатляющий рост, а на некоторых — ощутимо просели, уравняв таким образом общую картину.

Где ставки в июле изменились сильнее всего?

Ставки на одном и том же направлении могут значительно отличаться в зависимости от типа кузова. Наибольший рост ставок на перевозки тентованными полуприцепами в июле отмечен на маршрутах:

  • Славянск-на-Кубани, Краснодарский край – Воронеж (+50,1%);
  • Йошкар-Ола – Волгоградская область (+48,5%);
  • Усть-Лабинск, Краснодарский край – Московская область (+46,3%).

Ставки на перевозки тентованными прицепами также резко выросли на международном направлении Татарстан – Минская область (Беларусь), за месяц прибавив 51,8%.

Ставки на перевозки в открытых полуприцепах выросли на направлениях:

  • Тюменская область – Каменск-Уральский, Свердловская область (+43,7%);
  • Иркутск – Новосибирск и Новосибирская область (+37,4%);
  • Оренбург – Самарская область (+37,2%).

Спрос на рефрижераторные перевозки, а вместе с ним и ставки сильнее всего выросли на направлениях:

  • Кабардино-Балкария – Нижний Новгород (+55,7%);
  • Волгоградская область – Тамбов (+51,5%);
  • Томск – Новоалтайск, Алтайский край (+43,3%).

В то же время на некоторых маршрутах ставки упали. Для тентованных полуприцепов они просели сильнее всего на направлении Нижневартовск, ХМАО – Башкортостан (–39,6%), для открытых полуприцепов — на направлении Курганская область – Москва (–33,8%), а для рефрижераторных — на направлении Балашов, Саратовская область – Ростовская область (–33,8%).

Поэтому говорить о полном затишье не совсем корректно. На этих и многих других маршрутах тарифы ощутимо изменились, и участникам рынка автоперевозок важно отслеживать такие изменения, чтобы не переплачивать за доставку — или не возить грузы по заниженным ставкам.

Как отслеживают ставки в крупных компаниях?

Многие компании регулярно отслеживают тарифы на актуальных направлениях. Среди них — Wildberries, не нуждающийся в представлении ритейлер и один из крупнейших грузоотправителей в России. О том, как компания сокращает издержки и выявляет проблемы в своём автопарке, нам рассказал финансовый аналитик департамента альтернативной логистики Wildberries Алмахсит Осия.

— Мы используем сервис Средние ставки, для нас это один из источников информации о состоянии рынка, — объясняет эксперт. — Данные о средних ставках выводим на дашборд, выбираем направление и временной промежуток и сравниваем со ставками, по которым возим грузы. Например, смотрим направление Москва – Казань. Видим, что средняя ставка на прошлой неделе была 70 тысяч рублей, и сравниваем с нашими ценами. Если они в среднем такие же, значит, наша стоимость соответствует рыночному уровню. А если мы платим существенно больше, логисты оперативно понимают, на каких направлениях необходим потенциальный пересмотр тарифов.

Wildberries обладает собственным автопарком, но работает и с привлечёнными перевозчиками. В зависимости от того, чьи машины работают на конкретном направлении, действия логистов будут отличаться.

— Если машины наёмные, то для логистов информация о средних ставках станет отличным обоснованием в переговорах с перевозчиками, — рассказывает Алмахсит Осия.

— Со своими машинами ситуация отличается. На стоимость перевозки влияет множество факторов, все они учтены в единой формуле. Если мы видим, что перевозки обходятся нам дороже рыночной цены, то сообщаем об этом логистам, и они находят проблему. Обычно её причина связана со скоростью перевозки: например, водитель по какой-то причине задержался, куда-то заехал или взял неоптимальное количество груза. Каждый случай индивидуален, но информация о средних ставках помогает оперативно подсветить топ направлений, на которых наблюдается наибольшее отличие наших ставок от рынка — и впоследствии принять меры по оптимизации тарифов.

В логистической компании ГТЭ-Транспорт данные о средних ставках используют для тарификации новых направлений и прогнозирования сезонных колебаний.

— Мы часто принимаем участие в тендерах, фиксируем цену на определённый период: 3, 6, 12 месяцев, — рассказывает Яков Крючков, руководитель одного из офисов компании. — Понимать, как в этот период будет меняться стоимость перевозок на конкретных направлениях, нам помогают Средние ставки. Мы смотрим, как менялись тарифы на маршруте: повышались или понижались в определённые периоды, а может быть, оставались стабильными в течение всего года.

Яков Крючков отмечает, что сезонные колебания ставок хорошо предсказуемы: к примеру, в сентябре тарифы всегда начинают расти, а в начале января резко снижаются. На некоторых направлениях эти изменения могут быть выражены в большей или меньшей степени. Информация об интенсивности таких изменений помогает фиксировать ставки при участии в тендерах, заранее закладывать в тариф снижения для сохранения конкурентоспособности — или повышения, чтобы не упускать прибыль на растущем рынке.

Данные сервиса можно использовать как ориентир при заключении долгосрочных контрактов — например, прописать в договоре, что если в период его действия средние ставки на конкретном направлении вырастут более чем на 20%, тариф можно будет пересмотреть в пользу перевозчика.

Кроме того, информация о средних ставках помогает логистам компании осваивать новые направления.

— Мы используем Средние ставки, чтобы тарифицировать малоизвестные маршруты, — рассказывает Яков Крючков. — Но есть специфические города с населением 100-200 тысяч человек, в которые ездят только местные перевозчики. Они удовлетворяют потребности местных предприятий, но если вдруг понадобится больше машин, их может просто не оказаться, и тогда ставки пойдут вверх. Чтобы выяснить, имеем ли мы дело именно с таким направлением, используем Поиск активных перевозчиков и обзваниваем 15-20 владельцев транспорта: так можно убедиться в актуальности тарифа.

Какие сервисы помогают отслеживать ставки?

Для грузовладельцев и экспедиторов создан сервис Средние ставки. С его помощью можно узнать текущие средние ставки на конкретных направлениях, выяснить, какими были тарифы ранее и как они менялись в течение последних шести лет, получить информацию о количестве грузов.

Сервис позволяет использовать различные фильтры и получить информацию по кругорейсам, по ставкам с НДС и без него, а также для разных типов кузовов — от открытых до рефрижераторных.

Для перевозчиков создан сервис Выгодные направления. Основываясь на тех же данных, что и Средние ставки, он адаптирует их отображение для владельцев транспорта — и показывает, где ставки наиболее высоки, где они росли быстрее всего за указанный период и на каких маршрутах появилось больше всего новых грузов.

Оба сервиса доступны по лицензии Статистика цен на грузоперевозки. Узнать больше о сервисах и их функционале можно по ссылке.