← Дзен

«Закон прописан чётко, но машины всё равно эвакуируют»

Председатель Комитета по транспорту и экспедированию Саратовской Торгово-промышленной палаты Юрий Хилюк — о неправомерной эвакуации большегрузного транспорта, законодательной базе и возможном способе решения проблемы.

В редакцию ATI.SU обратился председатель Комитета по транспорту и экспедированию Саратовской Торгово-промышленной палаты Юрий Хилюк. Он поделился с нами текстом доклада, с которым выступил 4 марта на съезде Союза Транспортников России (СТР) в Министерстве транспорта РФ.

Выступление посвящено актуальной для перевозчиков проблеме — эвакуации большегрузного транспорта сотрудниками Ространснадзора при выявлении нарушений по ч. 1-6 ст. 12.21.1 (нарушение правил движения тяжеловесного и/или негабаритного транспорта) и ч. 2 ст. 12.21.2 (нарушение правил перевозки опасных грузов) КоАП. Как объяснил нам предприниматель, законодательная база нареканий не вызывает. Но сотрудники Ространснадзора зачастую принимают решение об эвакуации даже в тех случаях, когда в этом нет никакой необходимости, а выявленное нарушение можно устранить на месте. Из-за этого перевозчики теряют время и деньги. 

— В законе всё прописано чётко, — объясняет Юрий Хилюк. — Ставьте блокираторы, пусть человек устраняет нарушения! Но часто сотрудники поступают иначе. За 2022 год в Саратовской области было эвакуировано 1050 большегрузов, за 2023 год статистики пока нет, но машины продолжают эвакуировать. 

* * *

Важным вопросом для перевозчиков на протяжении многих лет является задержание транспортных средств сотрудниками Ространснадзора за нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства (статья 12.21.1 ч.1-6 и статье 12.21.2 ч. 1 КоАП РФ) нарушение правил перевозки опасных грузов.

Первая проблема выявление нарушения. Ровных, соответствующих ГОСТам площадок для замеров габаритов транспортных средств нет, габариты ТС замеряются где попало и как вздумается инспектору: на обочине, в полосе движения, на островках безопасности, затрудняя движение, создавая аварийную обстановку. Применяются средства измерений, не соответствующие назначению, ГОСТы не применяются.

Вторая проблема — инспекторы Ространснадзора не дают возможность водителю или собственнику задержанного транспортного средства устранить причину нарушения на месте. Не задерживают подвижной состав с помощью блокираторов, а передают сотрудникам частной компании для дальнейшего перемещения и помещения на спецстоянку. Таким образом подвижной состав, включающий в себя три единицы техники, общей длиной более 30 метров и общей массой более 60 тонн буксируется методом частичной погрузки или на жесткой сцепке.

При этом ст. 27.13 КоАП РФ позволяет осуществлять задержание при помощи блокирующих устройств, если по техническим характеристикам сцепку невозможно перемещать.

В связи с тем, что в законодательстве отсутствует четкое регулирование данного понятия («технические характеристики»), все ТС, подпадающие под нарушения, указанные в ст. 27.13 КоАП РФ подлежат перемещению с последующим помещением их на спецстоянку. То есть по факту положение федерального законодательства о задержании ТС посредством блокировки колес просто не работает.

Третья проблема — при задержании и перемещении одного из ТС без нарушений в составе автопоезда (тягача или полуприцепа), в случае нарушения правил перевозки тяжеловесных или крупногабаритных грузов автопоездом, источником причины правонарушения в преобладающем большинстве случаев является одно из ТС (чаще полуприцеп), таким образом расчленение автопоезда и задержание одного ТС (полуприцепа) выглядит логичным и является законным. Соответственно, ТС, не являющееся источником нарушения (тягач), возвращается владельцу.

По нашему мнению, при выявлении нарушений по статье 12.21.1 (ч. 1-6) и статье 12.21.2 (ч. 1) КоАП РФ сотрудники Ространснадзора должны проводить инструментальный контроль согласно разработанным методикам с применением ГОСТов на ровных площадках и соответствующими назначению средствами измерения, задерживать ТС на месте и помещать на стоянку, находящуюся рядом с постом контроля либо в безопасном месте до устранения причины нарушения, что позволит пройти повторный контроль после устранения нарушения. Задерживать только то ТС в составе автопоезда, у которого имеются нарушения. Такие меры являются целесообразными, разумными и безопасными.

Во избежание своевольного трактования норм права, необходима разработка четкого регламента действий Ространснадзора при выявлении правонарушений в сфере грузоперевозок, который будет прямо отсылаться на действующие ГОСТы.

Кроме того, необходимо разработать и внести изменения в законодательство, уточнить формулировки, к примеру, «технические характеристики», по которым можно будет определить, что ТС нельзя перемещать, а необходимо именно блокировать. 

Также для единообразного подхода к указанным проблемам по всей территории РФ необходимо разработать нормативы, регламенты и требования к задержанию и перемещению транспортных средств на специализированные стоянки, а так же последующим хранением и возвратом при выявлении нарушений по статье 12.21.1 (ч.1-6) и статье 12.21.2 (ч.1) КоАП РФ, так как на сегодняшний день эти законы написаны в каждом субъекте РФ по своему, трактуются по разному и создают массу неудобств для участников движения.

***

По итогам съезда было решено провести встречу перевозчиков и общественников Саратовской области с сотрудниками Ространснадзора, чтобы выработать общее решение. Она должна состояться в апреле.