Президента просят разобраться с несправедливыми штрафами и рамками весогабаритного контроля, которые эксплуатируются с нарушениями.
Руководитель ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин записал видеообращение к президенту России Владимиру Путину и попросил разобраться с проблемами, которые возникают у перевозчиков из-за автоматического весогабаритного контроля и необоснованных штрафов за перегруз.
— У нас повсеместно развиваются АПВГК, и мы не против контроля, никто не должен возить с перегрузом. Но мы против того, чтобы добросовестных перевозчиков необоснованно привлекали к ответственности. Мы хотим справедливости, — говорит Владимир Матягин.
Глава «Грузавтотранса» рассказывает, что по данным Росавтодора в 2023 году перевозчикам вынесли штрафов на 284,5 млрд рублей. Все эти штрафы были выписаны на основании данных, зафиксированных АПВГК.
— Сейчас у нас действует 24 автоматических пункта на федеральных трассах и 212 на региональных дорогах. Их число на федеральных трассах планируют увеличить до 417, а на региональных — до тысячи! Возникают вопросы к собственникам дорог, которые должны содержать и сами дороги, и АПВГК в нормативном состоянии, ведь большинство необоснованных штрафов связано именно с нарушениями, допущенными при установке и настройке весов, а также с ненадлежащим состоянием дорожного покрытия.
Как отмечает Владимир Матягин, штрафы, в том числе и несправедливые, вызванные неполадками в работе оборудования, приходят спустя значительное время (до 1,5 месяцев с момента фиксации нарушения). За это время АПВГК могут вывести из эксплуатации из-за некорректной работы, и доказать свою правоту в суде перевозчик не сможет. А платить придётся много: размеры штрафов достигают 500 тысяч рублей.
— Мы на многих площадках, в Росавтодоре, в Ространснадзоре предлагали ввести реальную систему контроля за перевозчиками, чтобы возле каждого АПВГК располагались контрольные стационарные весы, где можно взвеситься и проверить, действительно ли машина перегружена. Но Минтранс говорит, что такого не будет. Они боятся, что золотой поток, который сейчас поступает в дорожные фонды из карманов перевозчиков, прекратится, и им придётся отвечать за состояние дорог.
Я хотел бы попросить за всех перевозчиков, Владимир Владимирович, чтобы этот вопрос взяла под контроль непосредственно администрация президента. Мы знаем о недоработках, которые существуют, но нам противодействует бюрократия, которая не хочет принимать концепцию контрольных весов.
С чем сталкиваются перевозчики
Мы побеседовали с Владимиром Матягиным и узнали, что недавняя публикация о проблемах автоматического весогабаритного контроля вызвала у перевозчиков широкий отклик. В «Грузаватотранс» обратились предприниматели из разных регионов России. Владельцы грузовиков, руководители компаний и «частники» создали в мессенджерах группы, посвященные конкретным АПВГК и делятся опытом, обсуждая нюансы обжалования несправедливых штрафов. К сожалению, добиться отмены штрафов удаётся не всем.
— У нас в автопарке только рефы, мы грузимся молоком, — рассказывает Ольга, руководитель ТК из Тюмени. — У каждого петропака свой вес, дебет с кредитом легко посчитать! Даже если сложить вес товара по ТТН и снаряженную массу ТС, до перегруза будет далеко. Кроме того, на машинах работали бортовые компьютеры, были установлены пломбы. Но Шатровская рамка в Курганской области показала двум фурам перегруз. Суд отказал нам в обжаловании: нет оснований. Я не совсем корректно подала заявление, нужно было сразу написать, что в работе рамки выявлены нарушения. Пришлось оплатить оба штрафа. А рамка так и продолжает работать, недавно знакомый тоже получил на ней штраф.
В ряде случаев штрафы удаётся обжаловать, но это не значит, что перевозчики выходят сухими из воды: на судебные тяжбы уходят время и деньги. Дела по весогабаритным нарушениям рассматриваются в регионах, где нарушения были зафиксированы — перевозчикам приходится ездить туда самим или отправлять представителей.
Одна из участниц чата, посвященного Воткинской рамке (Удмуртия), сообщила, что с 1 декабря 2023 года в регионе было зарегистрировано свыше 250 жалоб на несправедливые штрафы. Среди тех, кто подавал жалобы — как «частники» и небольшие перевозчики, так и крупнейшие российские логистические и промышленные компании.
«Государство не услышит одного предпринимателя»
Владимир Матягин допускает, что с появлением новых АПВГК на российских дорогах проблема несправедливых штрафов усугубится.
— Система развивается, и если рамки продолжат выносить такие штрафы, счёт им пойдёт не на миллиарды, а на триллионы рублей, — говорит президент «Грузавтотранса».
Общественник отмечает, что зачастую сообщения о несправедливых штрафах так и остаются в чатах перевозчиков: предприниматели рассказывают о них неохотно, не привлекают внимание к проблеме.
— Мы ведём работу на разных площадках. Как глава подкомиссии по грузовому транспорту и весовому контролю при Ространснадзоре, я взаимодействую с Госдумой, ОНФ, Минтрансом, обсуждаю с чиновниками нормальный, прозрачный регламент весогабаритного контроля. Чем больше перевозчики будут говорить о штрафах, тем больше информации дойдёт до нужных глаз и ушей. В чатах я ежедневно вижу сотни сообщений, но под видео на YouTube — всего несколько десятков комментариев. Я считаю, что это неправильно, и призываю всех, кто столкнулся с такими штрафами, рассказывать об этом. Присылать нам, в «Грузавтотранс», фото и видео, писать комментарии на YouTube, на форумах, на других ресурсах.
Перевозчики часто спрашивают, как решить проблему на системном уровне. И мы предлагаем такое решение: создание общественного контроля, инспекторы которого будут участвовать в приёмке и ежемесячном осмотре АПВГК. Сегодня система непрозрачна, и чиновник может просто подделать акт о том, что рамка находится в нормативном состоянии. Мы предлагаем перевозчикам из всех регионов России связаться с ассоциацией и выработать формат взаимодействия в создании общественного контроля и подготовке инспекторов.
Государство не может услышать одного предпринимателя, оно услышит только общество. Поэтому нужно объединяться, координироваться, отстаивать свои интересы в рамках правового поля — и рассказывать, рассказывать, рассказывать о проблеме, с которой мы столкнулись. Чтобы когда мы наконец попадём в самый высокий кабинет, нас не спросили: неужели это такая серьёзная проблема? Где же те, кто от неё пострадал?
Мнение героя публикации может не совпадать с позицией редакции