К работе над изменениями в законодательстве хотят привлечь Минтранс, Ространснадзор и компании, занимающиеся изготовлением измерительного оборудования.
Президент Ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин обратился к руководителю Исполкома Народного фронта Михаилу Кузнецову с предложением создать рабочую группу для решения проблем, связанных с АПВГК. Текст обращения опубликован в телеграм-канале ассоциации.
Владимир Матягин акцентирует внимание на большом количестве несправедливых штрафов, вызванных некорректной работой оборудования и предлагает изменить подход к автоматическому весогабаритному контролю.
— Предлагаем создать рабочую группу с привлечением представителей Минтранса, Росавтодора, Ространснадзора, Росстандарта, Прокуратуры, завода-изготовителя весоизмерительного комплекса, профильных институтов, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, общественных организаций в сфере автогрузоперевозок и в сфере дорожной деятельности для проработки данного вопроса и внесения изменений и дополнений в законодательные и нормативные акты, — говорится в обращении.
Что не так с АПВГК?
К обращению прилагается пояснительная записка, в которой описан масштаб проблемы и перечислены самые известные случаи массовых несправедливых штрафов, о которых перевозчики сообщали с 2017 года. В каждом из этих случаев предпринимателям удавалось оспорить штрафы с огромным трудом. Как отмечает Владимир Матягин, помогала в этом широкая общественная огласка:
— Только создание общественного резонанса, подключение СМИ на всех уровнях, направление запросов и обращений в прокуратуру, МВД, министерства и ведомства о фактах нарушения со стороны собственников дорог и эксплуатантов АПВГК положения инструкции по эксплуатации весов, правил установки АПВГК и содержания дорог в надлежащем состоянии через годы упорной работы, со скрипом заставляет принимать решение в пользу перевозчика.
Глава «Грузавтотранса» отмечает, что сообщения о несправедливых штрафах приходят почти из всех регионов России. Во многих случаях причиной нарушений в работе оборудования становятся ошибки, допущенные при его установке. Часто это плохое состояние дорожного полотна, искажающее результаты взвешивания.
— Масштаб бездействия впечатляет. Тратится огромное количество бюджетных средств на реализацию проекта АПВГК, но из-за большого количества недоработок система не работает, — утверждает Владимир Матягин и объясняет причины:
— Мы пришли к выводу, что собственники дорог игнорируют требования эксплуатации весов и требования, которые прописаны к установке данных пунктов на дорогах России. Нет прозрачности системы: как устанавливаются данные пункты, как проводится проверка дорожного полотна на соблюдение правил и технологии, как идёт приёмка в эксплуатацию.
Владимир Матягин отмечает, что в некоторых случаях ответственные лица могут осознанно закрывать глаза на допущенные нарушения:
— Сегодня автоматические пункты весогабаритного контроля активно устанавливают на региональных дорогах в подавляющем большинстве на условиях государственно-частного партнёрства, с разделением прибыли между местным бюджетом и частной компанией. Это бизнес, — утверждает глава «Грузавтотранса».
Как решить проблему?
Чтобы справиться с проблемой в «Грузавтотрансе» предллагают внести изменения в законодательство:
- Чётко прописать состав комиссии, принимающей АПВГК, включить в него представителей общественных организаций, перевозчиков, Росстандарта, ГИБДД, СМИ и завода-изготовителя оборудования. Регламентировать порядок приёмки, внести в него обязательную фото- и видеофиксацию.
- Обязать ответственные стороны своевременно предоставлять информацию об эксплуатанте АПВГК, об установленном оборудовании, о проведении работ на пунктах, о программном обеспечении и о вносимых в него изменениях.
- Проработать возможность временного отключения АПВГК в период снегопадов, которые сказываются на корректности измерений — либо же обеспечить постоянную уборку участка, где расположено оборудование. Такая уборка должна вестись вручную, без применения снегоочистительной техники.
- Предусмотреть обязательное размещение контрольных статических весов рядом с АПВГК, чтобы перевозчики, несогласные с показаниями табло, имели возможность доказать свою правоту.
Кроме того, дела о весогабаритных нарушениях в «Грузавтотрансе» предлагают рассматривать в регионе регистрации перевозчика, т.к. зачастую для участия в тяжбах владельцам транспорта приходится тратить много времени и денег.
— Суды вполне могут рассматривать такие дела по видеосвязи, но в подавляющем большинстве случаев судьи ищут возможность отказа, — комментирует эту проблему Владимир Матягин.
Справка: по данным Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами (РАДОР), на региональных дорогах на сегодняшний день действует свыше 300 АПВГК. На федеральных трассах, как сообщает Росавтодор, действует 60 десятков АПВГК, к 2030 году их число хотят увеличить до 417.