← Дзен

«Что строительным хорошо, магистральным — смерть»: эксперт объяснил, почему шины выходят из строя раньше срока

ERID: 2SDnjcPPCN4

Взрыв грузовой шины может привести к трагическим последствиям. К счастью, случается такое редко, чего не скажешь о других неприятностях: шины часто отправляются на свалку (и заставляют предпринимателей раскошеливаться на новые) из-за ошибок, которых легко избежать.

Ходимость — один из важнейших параметров грузовых шин, а преждевременный выход шины из строя — удар по кошельку её владельца. Почему шины выходят из строя преждевременно, какие ошибки допускают перевозчики и на какие «тревожные звонки» нужно обращать внимание владельцам грузовиков? На эти и другие вопросы нам ответил директор по работе с автопарками компании «Росшина» Игорь Николаевич Долгий.

Есть ли признаки, которые говорят о том, что шина скоро выйдет из строя?

— Разумеется: самые явные признаки — видимые повреждения и износ. Но есть и менее очевидные сигналы. Каждый производитель шин рекомендует следить за давлением воздуха. Это критически важный показатель, ведь именно благодаря давлению сжатого воздуха шина выдерживает нагрузку. Когда давление выше или ниже нормы, может наблюдаться ускоренный износ. И если не обратить на это внимание, шина может неожиданно выйти из строя прямо во время движения, что чревато аварией.

Особенно важно следить за давлением и при необходимости подкачивать шины зимой, так как при остывании давление воздуха в шине снижается (вспомните школьный курс физики и зависимость давления от температуры).

Какие ошибки владельцев и водителей грузовиков чаще всего приводят к преждевременному выходу шины из строя?

— В обиходе причиной выхода шины из строя часто называют «недокачку» или «перегрузку». Но профессиональные шинники обычно говорят, что давление в шине не соответствует нагрузке на автомобиль.

В дороге случается всякое: шурупы на асфальте, глубокие ямы. Но именно из-за несоответствия давления нагрузке шины выходят из строя преждевременно чаще всего.

Рекомендуемое давление для шины можно рассчитать самостоятельно по формуле 
Qг = Q max [ Pг / Pref]^0.8, где:

  • Qг — фактическая нагрузка на ось;
  • Q max — максимальная нагрузка, указанная на боковине;
  • Pref — максимальное давление, указанное на боковине;
  • Pг — искомое давление.

Официальные рекомендации по давлению воздуха в шине при вашей нагрузке вы всегда можете найти в техническом справочнике производителя шин — или запросить рекомендацию у вашего поставщика.

Скачать таблицу рекомендованного давления в грузовых шинах можно по ссылке

Из-за чего могут взрываться шины во время эксплуатации? В какие периоды водителям нужно быть особенно осторожными, на какие «тревожные сигналы» обращать внимание?

— Взрыв — это крайний случай, который всегда происходит в результате развития определённого состояния. Неповреждённая шина не может просто взять и взорваться, взрыву всегда предшествуют структурные изменения. Поэтому любой производитель рекомендует водителям не только следить за давлением воздуха, но и проводить визуальный осмотр, обращать внимание на любые дефекты: вздутия на боковинах, наличие застрявших инородных предметов.

Если случайный саморез войдёт в протектор и достигнет металлического каркаса шины, ржавления не избежать; в таком случае шина потеряет эксплуатационные свойства.

Особую осторожность надо проявлять после ремонта шины — как при шиномонтажных работах, так и в эксплуатации.

Из-за чего взрываются шины при накачке — небрежность, незнание требований производителя, поломки манометра, технические дефекты? Есть ли какие-то признаки, которые могут предупредить монтажника или водителя о скором взрыве?

— Есть определённые требования безопасности, которые призваны предотвратить трагедии. Грузовые шины всегда должны накачиваться в специальной клети безопасности именно на случай взрыва. Для новой шины такое явление — большая редкость. Чаще всего взрываются в шиномонтаже отремонтированные шины. Причиной может быть выполнение ремонта с нарушениями, попытка ремонта неремонтопригодной шины, а также невозможность установить, какая часть каркаса подверглась коррозии.

Поэтому если при накачивании шины (разумеется в клетке) вы начинаете слышать характерный треск или иные странные звуки, необходимо немедленно нажать кнопку экстренного отключения подачи давления и покинуть помещение во избежание баротравмы (контузии).

Поломка же манометра при накачивании исправной шины не может быть причиной взрыва в шиномонтаже из-за «экстремального перекачивания». Дело в том, что компрессоры в грузовых шиномонтажах чаще всего максимально могут накачать шину до 10 технических атмосфер. Новая же шина может выдержать гораздо больше.

Как вести себя водителю, если шина взорвалась во время движения?

— В таких ситуациях всегда очень много неизвестных переменных. Многое зависит от оси, на которой взорвалась шина, скорости машины и дорожной обстановки.

Главное — постараться не паниковать. При разрыве рулевой шины вы можете почувствовать резкий удар в руль, увод автомобиля в сторону, возможно — крен и скрежет от контакта диска с дорожным полотном.

Важно сохранять самообладание, не давить на педаль тормоза и не пытаться резко выкручивать руль в сторону, противоположную направлению увода, чтобы не сорваться в занос с непредсказуемыми последствиями. Старайтесь удерживать прямолинейное движение, включите аварийный сигнал и сбрасывайте скорость с помощью двигателя, лишь слегка помогая педалью тормоза. Затем плавно двигайтесь к обочине для осмотра машины и оценки повреждений.

Можно ли не соблюдать требования производителя и накачать, например, 8,5 атмосфер вместо 9?

— Такая история чаще всего происходит с шинами рулевой оси, когда водители накачивают их меньше положенного для лучшей амортизации. Это грубая ошибка: если посмотреть развесовку на рулевую ось и взять технический справочник, станет ясно, что именно на эту ось приходится постоянная высокая нагрузка от тяжёлой кабины.

Чтобы рекомендовать то или иное давление, необходимо знать несколько вводных: типоразмер шины, индекс нагрузки, ось, развесовку ТС. Только тогда, зная параметры шины и максимальные нагрузки по осям, можно воспользоваться техническим справочником производителя подобрать оптимальное давление. Делать это «на глаз» недопустимо.

Можно ли в форс-мажорной ситуации поставить прицепное или «ведомое» колесо на рулевую ось? А наоборот?

— Технический регламент Таможенного Союза устанавливает: на рулевой оси нельзя использовать восстановленные шины. Кроме того, на каждой оси должны быть шины одинаковой размерности, конструкции (радиальные или диагональные, камерные или бескамерные), с одинаковыми индексами скорости и нагрузки и одинаковым рисунком протектора.

В России рулевые шины иногда «докатывают» на прицепах, а шины с ведущей оси могут поставить на рулевую ось полноприводного автомобиля. Важно помнить, что такие шины должны иметь одинаковые параметры и рисунки и примерно равный уровень износа, иначе управляемость и устойчивость автомобиля могут серьёзно пострадать.

Разумеется, в форс-мажорных обстоятельствах вы можете поставить имеющееся у вас запасное колесо, чтобы доехать до ближайшего пункта шиномонтажа, однако при этом необходимо соблюдать осторожность и снизить скорость — до 60 км/ч, так как шины с разными характеристиками, установленные на одну ось, приводят к боковому уводу .

Как правильно хранить грузовые шины?

— Грузовые шины рекомендуется хранить в закрытых, затемнённых складских помещениях при температурах от –30 до +35 градусов Цельсия, при влажности воздуха 50-80% и вдали от отопительных и электроприборов. Контакт шин с топливом, смазочными материалами, растворителями и химикатами недопустим.

Шины необходимо хранить в вертикальном положении с периодическими перекатываниями (раз в три месяца) для смены точки опоры. Хранение без дисков в горизонтальном положении допустимо в течение ограниченного времени (не более 1 месяца) в стопках не выше 2 метров. Шины на дисках также можно хранить в подвешенном состоянии на подвесах, пропустив ось через центральный хаб диска.

Какие условия вреднее всего для грузовых шин? В каких ситуациях они изнашиваются особенно быстро?

— Чем сильнее нагревается шина, тем быстрее она изнашивается. Свой вклад в износ вносит и абразивность (шероховатость) дорожного покрытия.

Все производители грузовых шин делят свои линейки продуктов на магистральные, региональные, строительные и карьерные шины, а также шины для города и зимние. Например, шины для магистрального применения приспособлены к долгой работе на высокой скорости и отлично рассеивают тепло. Температура воздуха выше 30 градусов для них не столь опасна. Хуже переносят жару строительные и карьерные шины, ведь они хуже рассеивают тепло и сильнее нагреваются в работе из-за массивных каркаса и протектора. При поездках на дальние расстояния водителям с такими шинами рекомендуется делать периодические остановки и снизить скоростной режим.

Самые же вредные условия для магистральных шин — плохие дороги, например, гравийные или технологические. Обычно шины магистральных линеек не оптимизированы для выталкивания камней: они быстро забьются ими, будут покрыты сколами и глубокими порезами.


Это касается не только магистральных шин: самые «вредные» условия для любой шины — это условия, для которых шина изначально не проектировалась. Поэтому нужно грамотно подходить к вопросу и подбирать шины, подходящие вашим условиям эксплуатации.

Запчасти и расходные материалы стремительно дорожают. Можно ли покупать шины впрок, есть ли у них срок годности?

— Ситуация на российском рынке сложилась неоднозначная.

Большинство производителей грузовых шин устанавливает срок годности в 5 лет. Производитель просто не может устанавливать срок хранения больше, чем срок своих гарантийных обязательств. По истечении пяти лет с даты производства (указана на боковине), пневматические шины могут эксплуатироваться и дальше — если соблюдались условия, прописанные в Техническом регламенте Таможенного Союза 018/2011.

Производители рекомендуют выводить из эксплуатации шины старше 10 лет с даты производства из-за постепенного старения материала шины.

Бывают ли шипованные грузовые шины?

— Легкогрузовые типоразмеры есть и в средней полосе России пользуются популярностью. Что же касается шин для тяжёлых грузовиков — да, они существуют и продаются, но спросом пользуются небольшим: это нишевой товар. В нашей стране ярко выражена сезонность, и абсолютное большинство потребителей предпочитают всесезонные грузовые шины, не требующие регулярной смены.

Специализированные ошипованные зимние грузовые шины используют в регионах с длительным наличием снежного покрова, где движение по дорогам крайне затруднено из-за погодных условий. Там эти шины становятся спасением для перевозчиков.

Обычно зимние шины поставляются с отверстиями под ошиповку, чтобы перевозчик мог самостоятельно подобрать шипы. Это связано с тем, что законодательство в странах, куда поставляются такие шины, часто меняется, а вместе с ним могут меняться требования к размеру и форме шипов.

* * *

Обслуживание грузовых шин не требует серьёзных затрат. Визуальные осмотры, проверка давления, соблюдение условий хранения — рутинные процедуры, выполнение которых не займёт много времени.

Шины исключительно редко выходят из строя «без предупреждения»: обычно неприятности дают о себе знать заранее.

Отслеживая тревожные сигналы и заблаговременно обращаясь к специалистам, вы не только экономите деньги, исключая срочные расходы на покупку новых шин, но и значительно снижаете вероятность гораздо более серьёзных неприятностей — вплоть до трагических ДТП.

Материал подготовлен при участии компании Росшина
https://rostyre.com/