← Дзен

«Думаешь, мы тебя не найдём?»: история экспедитора, которого трижды пытались обмануть мошенники

vzinfo.ru

Руководитель транспортно-экспедиционной компании из Омской области Александр рассказал нам, как предусмотрительность и интуиция помогли ему разоблачить злоумышленников.

— Однажды мне как экспедитору попытались подсунуть «левую» машину. Я выложил заявку, позвонил перевозчик и отправил данные. Я проверил их: всё хорошо, паспорт чистый, машина зарегистрирована на собственника. Заявку заключили, но когда дело дошло до подачи машины, её попытались подменить — мол, та, на которую прислали документы, сломалась.

Я попросил рассказать, что произошло. Может, мне проще перенести загрузку на день или два, если поломка несерьёзная, чтобы не переделывать документы? Однако перевозчик настаивал на другой машине.

Дозвонился до водителя и попросил объяснить, что именно сломалось — я хорошо разбираюсь в технике. Но и он ничего внятного сказать не смог. Тогда я позвонил по номеру, указанному в паспорте участника, а он оказался недоступен.

Чуть позже с этого номера перезвонили: оказалось, что настоящий хозяин аккаунта был в отпуске, на море, а машина, на которую мне прислали документы, вовсю работала и сейчас находилась в рейсе. Как злоумышленники смогли получить доступ к аккаунту и откуда взяли печать для заключения заявки, я так и не узнал.

* * *

Другой перевозчик позвонил мне и отправил документы, но у меня возникли сомнения. Проверил ОКВЭД — организация праздников, торговля бумажными стаканчиками. У моего брата своё ивент-агентство, и что-то он грузоперевозками не интересуется! Начал пробивать дальше: в открытых источниках нашёл телефон, трубку взяла девушка.

— Мне кажется, вашим аккаунтом пользуются мошенники.

— А вы хотели забрать груз?

— Нет, нужна машина.

— Это наша машина, всё в порядке.

— А кто мне звонил?

— Это мой знакомый, его аккаунт в ATI.SU недавно зарегистрирован, рекомендаций нет, и я даю ему доступ, чтобы он мог найти грузы…

Мне это не понравилось, и я отказался от сотрудничества. На форуме «Пропажа груза» написал, что аккаунт подозрительный, чтобы другие участники Биржи были с ним осторожнее. А в полночь мне позвонила другая женщина и рассказала печальную историю: она «заключилась» с этим перевозчиком, загрузила металл не несколько миллионов рублей и водитель перестал выходить на связь. В ответ на вопрос «Что делать?» я предложил обратиться в полицию.

* * *

Самый интересный случай. Я работал с заказчиком-грузоотправителем, он дал мне несколько грузов, я выложил заявки в ATI.SU. Позвонил экспедитор, предложил машину. Договор аренды и другие документы были в порядке. Я связался с водителем, и мы начали работать. А оплатить услуги экспедитора я должен был с отсрочкой в 10 банковских дней. За пару дней до этого срока мне позвонила женщина:

— Скажите, вы рассчитались с экспедитором, который предложил вам транспорт?

— Нет, планировал через два дня.

— Пожалуйста, не платите им! Это мошенники. Я сама перевозчик, на одном из сайтов нашла объявление: требуются водители с личным автомобилем. Мы заключили с экспедитором договор, аккаунта в ATI.SU у него не было, начали работать. Прокатали несколько заявок, нам присылали мелкие суммы, по пять тысяч рублей на солярку. А недавно до нас дошла информация, что экспедитор кидает перевозчиков с оплатой.

Поверить наслово я не мог, пришлось разбираться. Выяснилось, что экспедитор дал порядка 50 объявлений в разных регионах России о наборе водителей со своими машинами. Я связался с водителем, который выполнил мою заявку, и спросил, за сколько он взял груз. Выяснилось, что за 45 тысяч рублей наличными — в то время как мне экспедитор платил 45 тысяч рублей с НДС! Не может же посредник работать в убыток?

Я нашёл ещё нескольких перевозчиков, которые начали сотрудничать с этим экспедитором: некоторые из них потеряли сотни тысяч рублей. Мошенники просто набирали дебиторку и переставали выходить на связь.

Тогда я пошёл на Круглый стол и попросил закрасить этой компании звёзды. Лжеэкспедитор попытался оправдаться, но ничего не вышло. Затем мне стал звонить какой-то дяденька с акцентом:

— Куда ты лезешь, кто ты такой? Тебе груз увезли, что ещё нужно? Рассчитайся с нами и иди отдыхай! Думаешь, мы не сможем тебя найти и обсудить проблему более детально?

— Искать меня не надо, адрес и телефон у вас есть. Приезжайте, обсудим дальнейшее сотрудничество!

Но почему-то никто не приехал.

С перевозчиком я заключил новую прямую заявку, и, вычтя от 45 тысяч НДС, оплатил его работу. А жуликов закрасили, но, боюсь, они могут продолжать работу под другим названием. На них писали заявления, но в разных городах. Часто полиция отвечает на такие заявления отказом из–за невозможности установить виновных.

Как Александр проверяет контрагентов?

— В первую очередь проверяю паспорт участника ATI.SU. Актуальность данных, работа компании за последние месяцы. Если машина не в собственности, следует запросить последние две-три заявки. Можно прозвонить тех, кто работал с контрагентом и сравнить данные.

Договор аренды — не гарантия безопасности: я сам стряпаю такие договоры, когда сдаю машину в наём. Скачал шаблон, поставил подпись и всё. Главное — это всё-таки паспорт участника.

Можно обращать внимание и на ОКВЭД. В некоторых случаях он может не иметь никакого отношения к перевозкам. Например, выходишь на прямого заказчика, аккаунт «белый» и без звёзд, а ОКВЭД — изготовление мебели. Если и везти нужно мебель, то, скорее всего, мы имеем дело с небольшой фабрикой, которая заказывает перевозку раз в три месяца, это нормально, хотя и не отменяет необходимости проверки других данных отправителя.

Прочтите, это важно!

Мы подготовили памятку «Как не остаться без груза или оплаты». В ней подробно описаны регламенты проверок и даны ответы на вопросы, которые могут возникнуть в нетипичной ситуации (например, что делать, если контрагент пытается связаться с вами вне Биржи, по телефону или электронной почте)

На этой же страничке доступен чек-лист, который помогает оценить риск будущего сотрудничества. Его можно использовать для проведения проверок или составления регламентов для сотрудников. Чек-лист можно скачать в разных форматах, адаптированных для настольных компьютеров и мобильных устройств.

* * *

Это — шестая из серии публикаций, посвященных проверкам компаний и минимизации рисков при выборе контрагентов.

Если хотите рассказать свою историю, поделиться опытом или узнать больше о проверках контрагентов и других способах выявления недобросовестных партнеров, напишите об этом в комментариях.