Предприниматель вспоминает о работе в 90-е и приходит к неожиданному выводу: «золотыми днями» эту эпоху можно назвать только с натяжкой.
Авторы YouTube-канала Dalnoboi.pro продолжают публикацию архивных видео. Последний ролик посвящён 90-м годам: спрос на перевозки тогда был выше, а работа — труднее и опаснее.
* * *
Откуда взялось убеждение, что купив грузовик, можно заработать хорошие деньги? Что это на самом деле: миф или реальная возможность? А может, это только легенда из романтических и опасных, но навсегда ушедших 90-х?
Когда в 93-м году я взял в аренду ГАЗон и начал размещать объявления о перевозке грузов в газете «Реклама-Шанс», мне звонили по 20-30 человек в день, большинство — с перевозкой домашних вещей. То есть, да — тогда был реальный дефицит автотранспорта, но, с другой стороны, большая часть звонивших отказывалась, ведь платёжеспособность населения тогда была крайне низкая.
Тогда же появились и первые диспетчеры (я говорю не про государственные УТЭПы, а про тех, кого сейчас иногда называют «табуретками»). Они так же, как и первые водители-частники, размещали объявления в рекламных газетах, а затем постепенно нарабатывали клиентуру с той и с другой стороны. С диспетчерами тогда было удобнее работать ещё и потому, что не было мобильной связи. Если у тебя никого не было дома, клиенты не могли с тобой связаться. А как только появлялась возможность, ты звонил диспетчеру и узнавал, есть ли заказы, либо он брал их для тебя и звонил тебе, когда ты был дома, у телефона.
В то же время начало развиваться малое предпринимательство и появились первые бизнесмены — торговцы пивом, молочкой, самодельной водкой, цветными металлами, книгами... Работы для грузоперевозчиков стало достаточно, и платили хорошо. Но что значит — «хорошо»? Просто мы жили немного лучше большинства полунищего населения страны. Называть это «золотыми днями грузоперевозок» я бы не стал.
И всё же, отличие от современной ситуации было. А заключалось оно в том, что вот это вот своё небольшое дельце можно было развивать. И помогающим фактором тут был... дефицит. В те времена, чтобы делать дело, надо было уметь прежде всего не вкладывать средства, а доставать их.
Кредитов и лизингов ещё не было; техники в свободной продаже было совсем мало, магазинов запчастей и автосервисов поначалу тоже не было. Приходилось крутиться — заводить знакомства на автобазах, в воинских частях, в ГАИ. Взяв за копейки списанный ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, КамАЗ, КрАЗ, а то и Татру, взяв, как тогда говорили «от забора» — то есть иногда без кузова, без колёс, без мотора, а то и без документов, ты восстанавливал машину, доставая запчасти всё в тех же местах. Иногда «по бартеру», то есть за бутылку водки (которой, кстати, тогда тоже было меньше, чем сейчас).
Другие шли иным путём, занимая деньги у, как сейчас сказали бы, сомнительных источников, что было крайне рискованно (ведь тогда были в ходу не электронные требования, как сейчас, а электрические — то есть утюги и паяльники), — зато можно было взять машину на ходу.
Так или иначе, именно дефицитом денег, товаров и услуг те времена серьёзно отличались от нынешних, и, как ни странно, именно это давало возможность при определённых талантах, навыках и упорстве развивать дело и даже понемногу увеличивать количество техники.
Но постепенно в стране появилось то, чего недоставало, а особенно — свободные деньги. Вход в бизнес упростился, и в перевозках началась сильная конкуренция. Где-то с приходом «нулевых», когда у нас окончательно прописались кредиты и лизинги, настали времена, которые длятся по сей день и называются «теперь хуже, чем раньше».
Кто-то удивится, но когда в 2001 (!) году мы присматривали тягач с рефом, многие наоборот выходили из этого бизнеса и смотрели на нас как на дураков, — дескать грузоперевозки-то, как хорошая тема, уже закончились и нечего в них делать...
В общем, «золотые деньки дальнобоя» в 90-х — это скорее легенда: то есть возможностей для развития действительно было больше, но и крутиться приходилось куда больше, чем сейчас.