Крупнейшие перевозчики и руководители отраслевых организаций — о нехватке водителей, её причинах и последствиях.
Сегодня «Ведомости» сообщили об обострившемся дефиците водителей-дальнобойщиков. Собеседник издания, заместитель генерального директора ТК ПЭК Вадим Филатов рассказал журналистам, что российским перевозчикам не хватает 60 тысяч водителей, а в самой компании дефицит составляет 5% от общей численности дальнобойщиков в штате.
Эксперт также отметил, что за последние пять лет дефицит дальнобойщиков усилился с 15 до 21% — таковы данные независимого исследования. Особенно трудная ситуация сложилась в среднетоннажном и большегрузном сегментах (свыше 3,5 тонн), её Вадим Филатов назвал катастрофической.
Предпосылки дефицита, по мнению эксперта, сложились при распаде СССР, когда автошколы закрывались, а профессия водителя была исключена из системы среднего образования. Сегодня молодёжь не хочет связывать жизнь с непрестижной работой и проводить большую часть времени вдали от дома.
О нехватке водителей сообщили и другие крупные транспортные компании: в одной из них дефицит оценили в 10%, в другой — в 400 сотрудников при размере автопарка в 3000 автопоездов. При этом расходы перевозчиков на зарплаты растут: по данным кадрового агентства Ancor, в мае 2020 года средняя зарплата дальнобойщика составляла 78 тыс. рублей, а к маю 2022 она выросла до 140 тыс. рублей.
«Не хватает от 100 до 150 тысяч водителей»
Ситуацию прокомментировали и другие эксперты. Президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин рассказал порталу НСН, что проблема дефицита водителей стоит ещё более остро, и в реальности отрасли не хватает 100-150 тысяч сотрудников.
— Даже крупные компании на сегодняшний момент, которые состоят в нашей ассоциации, столкнулись с нехваткой водителей на уровне 15% от парка. Цифра очень приличная, — утверждает эксперт.
Помимо непрестижности и вахтового метода работы, Владимир Матягин называет ещё одну причину, по которой соискатели избегают профессии водителя — устаревший автопарк: средний возраст грузовика в России достиг 22 лет.
— Зарплаты у водителей растут, они могут получать 100 тысяч и больше, но молодежь не хочет находиться в отдаленности от семьи и ездить на старых машинах. Молодежь в таком случае лучше пойдет курьером работать, — приводит слова Владимира Матягина НСН.
Эксперт отмечает, что транспортные компании пытаются бороться с проблемой, привлекая сотрудников из Средней Азии. Их знания и опыт зачастую оставляют желать лучшего: «люди даже не понимают, как подъехать, чтобы разгрузиться, не знают нюансов».
«Водители не хотят работать даже за 140 тысяч»
Председатель Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов (МПВП) Александр Котов рассказал News.ru, что справиться с дефицитом дальнобойщиков не помогают даже сравнительно высокие зарплаты.
Водитель грузовика, по словам Александра Котова, сегодня может получать 140 тысяч рублей в месяц и даже больше, но молодёжь всё равно не приходит в отрасль. Одна из главных причин — тяжёлые условия работы: «нормы труда и отдыха нарушаются повсеместно, потому что километраж».
— Нарушаются перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов — когда водитель попал на погрузку, он уже не скажет: я запрещаю вам класть в мой кузов этот груз, прошу переместить его и закрепить так, так и так. Его пошлют, скажут: как положили, с тем и езжай. А работодатель скажет: ну реши этот вопрос как-нибудь, — рассказывает председатель МПВП.
Одной из причин такого отношения к водителям, по мнению Александра Котова, является отсутствие независимых профсоюзов.
Последствия дефицита
Дефицит водителей (наряду с нехваткой транспорта, ростом цен и другими факторами) является одной из причин роста ставок на перевозки. Индекс ATI.SU, отражающий средние ставки по России и на сотне самых популярных направлений внутри страны, за год вырос почти на 40%. Особенно бурный рост наблюдается в течение последних двух месяцев: с мая индекс еженедельно обновляет исторические максимумы.
Если крупные компании из-за нехватки персонала испытывают серьёзные проблемы, то для некоторых перевозчиков рост ставок стал долгожданным и позволил выдохнуть с облегчением. Недавно мы рассказывали историю руководителя транспортно-экспедиционной компании из Казани, который поделился впечатлениями от работы и предположил, что в ближайшие пять месяцев перевозчики, у которых нет проблем с водительским составом, смогут хорошо заработать, чтобы «...простоять январь, февраль и часть марта и не уйти в минус».