← Дзен

Как изменился российский рынок новых грузовиков и причём тут лизинг

фото: rostec.ru

Китайские бренды не только заместили «большую семёрку», забрав у неё долю рынка, но и потеснили российских производителей большегрузов.

В первом квартале текущего года продажи новых грузовиков росли и прибавили, по данным Автостата, 20,9% к показателям аналогичного периода 2022 года. Самым результативным месяцем оказался март, в течение которого было реализовано 11 292 большегруза — на 51,3% больше, чем в марте-2022. В апреле продажи продолжили рост и превысили прошлогодние показатели более чем в два раза.

Продажи растут на фоне крупнейшего передела рынка тяжёлых грузовиков. Китайские производители уверенно наращивают объёмы сбыта. Сегодня они занимают более 50% российского рынка, а совокупная доля российских компаний снижается.

«Семёрка» ушла, технологии остались

В марочном рейтинге позиции многолетнего лидера, КАМАЗ, по-прежнему непоколебимы, однако в модельном «китайцы» лидируют уже несколько месяцев подряд. Бестселлером стал Sitrak C7H: на этом шасси производятся и седельные тягачи, и самосвалы. В апреле было реализовано 2 074 машины. На втором месте по итогам месяца оказался самосвал FAW CA3310, а замкнул тройку лидеров отечественный самосвал КАМАЗ 65115.


инфографика: autostat.ru

Популярность Sitrak C7H можно объяснить его сравнительно доступной ценой и коллаборацией с MAN: машина производится по немецкой лицензии. Кабина, двигатель, коробка передач — всё это нашим перевозчикам и сервисменам уже знакомо по MAN TGA. Узнаваемость внушает доверие, но, судя по отзывам первых покупателей, ставить знак равенства между MAN и Sitrak пока нельзя.

Стоит отметить, что и КАМАЗ за годы совместной работы довольно тесно интегрировался с Daimler. Совместные и позаимствованные наработки в том или ином виде присутствуют во многих машинах автогиганта, и даже кабины самых современных грузовиков K5 во многом заимствованы у зарубежных партнёров — их оказалось труднее всего «импортозаместить», хотя прогресс в этой задаче заводом уже достигнут.

Так западные технологии остаются на российском рынке даже после ухода «большой семёрки».

Российские тягачи, китайские самосвалы

Транспортные компании, занимающиеся магистральными перевозками, относятся к китайским машинам настороженно. Перевозчики не знают, насколько надёжны «китайцы» и каких сюрпризов можно ждать в процессе эксплуатации. Официальные дилеры китайских марок пока представлены недостаточно широко, и с обслуживанием машин в некоторых регионах могут возникнуть проблемы. Затянувшиеся поиски запчастей чреваты простоями и убытками: для перевозчиков это недопустимо. С этой точки зрения КАМАЗы, безусловно, смотрятся выигрышнее, ведь починить их можно практически везде но из-за проблем на производстве отечественных машин на всех не хватает.

Основным драйвером роста продаж китайских грузовиков были и остаются предприятия, занимающиеся перевозкой инертных грузов, перевозчики строительных материалов, зерна, плодоовощной продукции. В сегменте самосвалов компании из Поднебесной уже заняли бо́льшую долю рынка и не собираются сдавать позиции.

Несмотря на сравнительно обширный опыт владения, отношение к китайским самосвалам у многих предпринимателей остаётся предвзятым. Недавно руководитель одной из компаний, занимающихся реализацией грузового транспорта, рассказал журналистам, что клиенты воспринимают китайские большегрузы не как долгосрочное вложение (их цена на вторичном рынке значительно ниже, чем цена европейских машин), а как расходные средства под реализацию конкретного проекта.

В целом же рынок, переживший глобальную трансформацию, приближается к состоянию равновесия. Рост доли китайских производителей замедлился, а спрос на российские машины остаётся довольно высоким и упирается в возможности камского автогиганта, который будет делать всё, чтобы нарастить объёмы производства.

Рискнём предположить, что в обозримом будущем баланс между китайскими и российскими производителями будет сохраняться на нынешнем уровне.

Прямые продажи становятся прошлым

У сегмента большегрузных автомобилей есть отличительная черта: более 90% новых грузовиков (данные ВТБ Лизинг) продаются в лизинг. Этот финансовый инструмент пользуется большой популярностью по ряду причин. Он позволяет сэкономить на НДС и налоге на прибыль, снизить финансовую нагрузку и равномерно распределить её на несколько лет, а также воспользоваться субсидиями от государства и скидками от лизинговых компаний и производителей техники.

Если использовать все эти преимущества и вычесть суммарную экономию из стоимости машины, то получится, что грузовик можно приобрести за 2/3 от его изначальной стоимости.

В условиях высокой конкуренции лизинговые компании стараются предлагать клиентам максимально выгодные условия. Один из старейших игроков на рынке — компания ВТБ Лизинг — специализируется на грузовой технике более 20 лет и знает всё о потребностях клиентов, а значит, может обеспечить максимально комфортные условия. Если вы выбираете между российскими и китайскими грузовиками — загляните на сайт компании и узнайте, на каких условиях можно приобрести машины.