← Дзен

Цифровой экспедитор №1

Зачем нужны технологии в транспортной логистике, какую прибыль они приносят бизнесу и какой путь прошла компания, превратившаяся из простого перевозчика в лидера рынка цифрового экспедирования? Рассказывает Обоз Диджитал.

Уважаемые коллеги и партнеры, на связи с вами Станислав Иванов, директор по региональному развитию Обоз Диджитал. Сегодня я хотел бы рассказать историю своей компании — цифрового мультимодального экспедитора №1 в России (по данным маркетингового исследования агентства «Ресурс Мониторинг» за 2022 г.). Это очень интересный путь.

Первый подход к цифровизации

В 2017 году, в компании Обоз была принята стратегия перехода в формат цифрового экспедитора — то есть цифровой платформы с автоматизированными логистическими процессами. Звучит просто, но масштаб работы, который стоял перед нами, был огромен. Командой проекта были проведены серьезные проектные изыскания:

  • Были отрисованы все процессы работы мультимодального транспортного экспедитора (свыше 150 детальных процессных карт!)

  • Эти процессы были наложены на имеющиеся на тот момент ИТ-решения для автоматизации транспортной логистики; были выявлены как удачные реализации, так и пробелы в автоматизации

После чего была спроектирована собственная, казавшаяся тогда совершенной платформа управления перевозками.

Что получил бизнес Обоза?

Решение «Обоз 1.0» вывело компанию на новый уровень. Автоматизированные процессы просто исключали шанс сделать что-то неверно. Операции стали быстрее расширять штат, и очень эффективно запускать в работу новых грузоотправителей. За 2018 год, оборот компании вырос в семь раз по сравнению со значениями «до цифровизации», достигнув 1,5 млрд руб.

Без ИТ-бэкграунда такой взрывной рост был бы невозможен без потери качества оказываемых услуг. Обоз 1.0 был исключительно ценным решением для бизнеса. Однако в ходе работы над этой платформой стал понятен один важный нюанс:

Компания Обоз стала улучшенной версией себя.

Да, и это немало! Но платформа была инструментом в руках логистов. Идеальная же система должна делать работу за пользователя. Совершенное ИТ-решение должно быть на голову выше обычных логистических процессов. Это был новый вызов.

Мультимодальная логистическая платформа

В 2019 году наша ИТ-команда занялись перепроектированием платформы с прицелом на самостоятельность и «онлайновость» ее работы. Все процессы необходимо было переосмыслить, чтобы они могли исполняться без ручной работы. Нужно было сломать собственные рамки, по-новому взглянуть на операции и передать в управление системе то, что ранее работало только «на ручнике». Что же это было?

  • В первую очередь, способность платформы ориентироваться в ценах на рынке перевозок. Обычно это профессиональная экспертиза логистов. ИТ-разработчики поставили себе задачу обучить платформу вычислять рыночные цены в каждый момент времени, на базе накопленной статистики и нейросетевых алгоритмов. Аналогов этой функциональности на рынке нет. Не буду раскрывать технических подробностей, слишком много в них ноу-хау. Но скажу, что всё отлично получилось. Платформа Обоз с высокой степенью точности котирует цены на транспортные услуги, причем не только на автоперевозку, но и на сложные мультимодальные маршруты.

  • Создание заказов. API платформы Обоз включает широкий набор методов, которые позволяют обмениваться с ERP-системами или спотовыми площадками информацией о заказах в двустороннем формате. Любой заказ на перевозку формата FTL, контейнера, или вагона может быть создан на платформе через интеграцию. Платформа, в свою очередь, будет отправлять исходной ERP или площадке сообщения о событиях исполнения заказов, в том числе с прикрепленными к ним сканами документов. Крупнейшие клиенты Обоз Диджитал работают с нами по интеграции, исключая трудозатраты и ошибки в ходе заведения заказов.

  • Подбор исполнителя на рейс. Менеджмент Обоза приложил немало усилий, чтобы уйти от традиционного «табуреточного» способа подбора перевозчиков — когда логист ищет их методом перебора телефонной книжки. Результат — платформа Обоз знает местоположение машин всех постоянных перевозчиков (даже если последние рейсы они ездили с кем-то иным). Под каждый заказ клиента всегда есть подборка из 7-10 перевозчиков, которые с высокой вероятностью смогут его закрыть.

  • Отслеживание перевозки и трекинг. Платформа Обоз очень хорошо умеет делать трекинг. Местоположение машины снимается через бортовые блоки, GSM-координаты, через трекинговое мобильное приложение. Там, где раньше был ручной контроль местоположения — теперь поток геоданных и редкие алерты в случае отклонения от времени или маршрута. Нагрузка на службу диспетчеризации в Обоз Диджитал значительно ниже, чем у конкурентов.

  • Документооборот. Операции Обоз Диджитал уверенно работают по ЭДО в части бухгалтерских документов, а также Обоз первым в России начал возить по ЭТрН. В компании уже есть кейсы перевозок, по которым документооборот end-to-end электронный — как с клиентом, так и с перевозчиком, без бумаг вообще. Сейчас команда Обоза активно работает над тиражированием полного электронного документооборота, что значительно разгрузит и службу обработки документов. Технически мы готовы к этому, осталось победить некоторую инертность рынка.

  • Прочие сервисные процессы. Скоринг контрагентов, согласование договоров, котировка тендерных предложений под запросы потенциальных клиентов, и многое-многое другое. Общее решение относительно этих процессов — максимально стандартизировать и автоматизировать, не допустить, чтобы они стали проблемой на пути роста компании. Весь бэк-офис в Обоз Диджитал не менее цифровой, чем фронт, и работает как часы.


Будущее уже здесь

Сейчас, спустя два года после запуска в эксплуатацию цифровой логистической платформы Обоз, я точно знаю: технологии Обоза впереди всех. Бизнес продолжает расти, подключение каждого нового грузоотправителя и каждого нового перевозчика происходит всё быстрее. Операции еще не ушли на 100% от ручной работы, но важно, что подавляющая часть рутины уже снята с логистов. Типовые случаи отрабатываются либо платформой, автоматически, либо колл-центром в полуавтоматическом режиме. Оборот компании по итогам 2022 г. составил 4,1 млрд.руб.

На самом деле, компания готова перевести в цифру вообще всё, но к этому не полностью готов рынок, большинство перевозчиков по-прежнему предпочитает диалог с живым человеком. Тем не менее, динамика событий идёт на пользу передовым игрокам: внедрение ЭПД и беспилотных технологий однозначно способствуют лидерству на рынке технологичной транспортной логистики.

Также важно, что отлаженные процессы позволяют компании высвободить время и ресурсы для ряда новых начинаний; в частности, за последние 1,5 года логистика Обоза очень повысила свое качество работы с перевозчиками.

В Обоз Диджитал есть всё, что ищет перевозчик: заказы именно для него, 100% своевременная оплата и служба диспетчирования, которая отлично помогает в исполнении рейсов.


Станислав Иванов
Oboz.com
https://t.me/oboz_digital