← Дзен

Автопарки требуют обновления

В России накопился и продолжает расти отложенный спрос на новые грузовики. После ухода европейских производителей бизнес переключил вектор внимания на китайскую технику.

События 2022 года, буквально перевернувшие рынок автомобильных грузоперевозок с ног на голову, сказались и на рынке коммерческого транспорта. Сегодня он быстро растёт: в I квартале текущего года в России было продано на 20,9% больше грузовиков, чем в первые три месяца 2022*.

Ландшафт рынка тяжёлых грузовиков изменился: место европейских производителей заняли китайские, а КАМАЗ в условиях ограничений начал сдавать позиции. В малотоннажном сегменте ситуация противоположная: бренд GAZ планомерно наращивает долю на рынке — по итогам марта она выросла до 58,7% (ещё год назад доля GAZ оценивалась в 43%)*. Китайские малотоннажники продаются гораздо хуже, чем большегрузы: новички в топ-10 – Sollers и Dongfeng – пока не могут похвастать большими продажами.

В целом же спрос на грузовики — большие и маленькие — сегодня растёт. Эксперты отмечают, что драйверами роста стали не только изменения в логистических цепочках, но и отложенный спрос, который начал формироваться ещё во времена локдауна.

Многие предприятия постоянно откладывали покупку грузовиков, ожидая лучших времён, которые так и не наступили. В ВТБ Лизинг оценивают емкость рынка седельных тягачей в 30 тысяч автомобилей, однако в 2022 году было продано всего 10 тысяч машин.

Главной причиной сокращения продаж стал, конечно, уход Volvo, MAN, Scania, Mercedes-Benz, DAF, Iveco и Renault. К китайским машинам бизнес пока только присматривается (главные опасения связаны с отсутствием сервисной сети, которая охватывала бы все регионы России), а челнинский автогигант не может удовлетворить растущий спрос в одиночку.

Директор направления автолизинга ГК ВТБ Лизинг Артём Киселёв отмечает, что переход автопарков на российскую и китайскую технику — это масштабный процесс, который уже запущен и будет продолжаться. Настороженное отношение к китайским грузовикам объяснимо; по мнению эксперта, производители из Поднебесной предлагают довольно качественную продукцию, к которой, тем не менее, нужно будет привыкнуть. Уже в этом году первые партии китайских тягачей, реализованных в России, пройдут сотни тысяч километров, а механики, начальники колонн и руководители компаний получат представление об их надёжности, ремонтопригодности и стоимости владения.

Лизинг становится отраслевым стандартом

Стоимость грузовиков растёт, поэтому для многих компаний лизинг становится единственным возможным вариантом обновления автопарка. По данным ВТБ Лизинг, в декабре этого года 90% проданных большегрузов были оформлены именно с использованием этого финансового инструмента. Сегодня же уже 40% всей колёсной техники (годом ранее этот показатель составлял 31%) реализуется таким образом.

Лидерами спроса по итогам 2022 года в ВТБ Лизинг в грузовом сегменте стали:

  • КАМАЗ (17%);
  • Shacman (12%);
  • Sitrak (7%)
  • ТОНАР (7%)
  • FAW (5%).

В малотоннажном сегменте наибольшей популярностью пользовались:

  • ГАЗ (57%);
  • Ford (12%);
  • УАЗ (10%);
  • Lada (6%);
  • ВИС (5%).

Популярность лизинга, как отмечают эксперты, продолжит расти. Несмотря на трудные времена, лизинговые компании продолжают работать над качеством услуг, предлагая клиентам комфортные условия оплаты и различные скидки. Для наглядности приведём актуальные на середину апреля 2023 года расчёты от ВТБ Лизинг (не являются публичной офертой):

Модель ТС

Стоимость ТСАвансСрок лизингаЕжемесячный платёжЭкономия на налогах

Седельный тягач Hong Yan Genlyon с нулевым авансом

9 000 000 ₽

0%

60 мес.

212 475 ₽

4 249 502 ₽

Самосвальный полуприцеп Grunwald Gr.Ti31-SH-SI-1220 с нулевым авансом

4 220 000 ₽

0%

60 мес.

99 621 ₽

1 992 422 ₽

Самосвал КАМАЗ 6520

6 650 000 ₽

30%

60 мес.

109 891 ₽

2 862 826 ₽

Другой фактор, повышающий привлекательность лизинга, — господдержка. Недавно стало известно, что правительство поручило рассмотреть увеличение финансирования на программу льготного лизинга магистральных тягачей.

Субсидии от государства и лизинговых компаний, возможность возврата НДС и равномерное распределение финансовой нагрузки делают лизинг в некоторых случаях даже более привлекательным, чем прямую покупку.

— Государство поддерживает владельцев автопарков не только за счет прямого субсидирования техники, но и вкладывает все большие средства в строительство и ремонт дорог, — говорит Артём Киселёв. — С другой стороны, перевозчики могут рассчитывать и на поддержку со стороны лизинговых компаний. Как один из ведущих игроков рынка с 20-летним опытом финансирования автопарков ВТБ Лизинг всегда найдёт взаимовыгодное решение для сделок любой сложности.

*данные: АВТОСТАТ