← Дзен

«200 тысяч — это потолок»: перевозчик предостерёг тех, кто хочет купить первый малотоннажник

фото: drive2.ru

Владелец «Газели» и «Валдая» предупреждает новичков, собирающихся взять кредит на покупку первого грузовика и рассказывает о средних ставках в малотоннажном междугороднем сегменте.

— Меня часто спрашивают: как начать бизнес в перевозках? Я не раз говорил, что это невыгодно, но люди всё равно хотят купить то «Газель», то «Валдай», то КАМАЗ, то фуру. И если отговорить их не получается, надо им помочь, — рассказывает Павел Тихонов, владелец двух грузовиков и автор Youtube-канала «Мир через лобовое».

В конце марта Павел опубликовал видеоролик, в котором предостерёг тех, кто собирается сделать свои первые шаги в автоперевозках. Посмотреть его можно здесь, а мы приведём главные тезисы.

Павел предупреждает: его расчёты актуальны только для межрегиональных перевозок, по городу мужчина никогда не работал. В расчётах он использует усреднённые, примерные значения. У блогера есть канал в Телеграме, где он провёл несколько опросов среди подписчиков, таких же как он предпринимателей и использовал полученные результаты для более объективного анализа.

Сколько стоит «Газель» и каковы ежемесячные расходы её владельца?

Павел утверждает: машина в хорошем состоянии будет стоить около 1,5 млн рублей, однако даже в такой грузовик скорее всего придётся вложить какие-то деньги. Чаще всего те, кто хочет начать бизнес в перевозках с нуля, собираются брать в кредит полную сумму. Для полутора миллионов ежемесячный платёж может составить около 50 тысяч рублей.

— Заболел ты или умер, сломалась машина или нет настроения, 50 тысяч в месяц отдавать придётся! — предупреждает Павел. 

Каждый месяц машина проходит как минимум 10 тысяч километров. Значит, ежемесячно придётся менять масло и фильтры. Павел оценивает расходы на замену в 7-10 тысяч рублей (или даже больше, если использовать зарубежное масло и оригинальные фильтры). 

Самая дешёвая резина стоит 4,5-5 тысяч рублей за колесо. Колёс шесть, проходят они в среднем 60 000 километров. Значит, раз в месяц 5 тысяч рублей нужно будет откладывать на замену резины.

Малотоннажник на трассе потребляет примерно 13 литров дизельного топлива на 100 км.; для 10 000 километров это 1300 литров, при стоимости в 60 р. за литр — почти 80 000 рублей. Сэкономить можно, если купить машину с ГБО.

Кассовый разрыв обязательно нужно учитывать: практически все грузовладельцы и экспедиторы платят по безналу, в среднем деньги приходят через месяц. Разумеется, сидеть дома и ждать, пока придут деньги, нельзя: значит, расходы на первый месяц можно смело умножить на два.

— Грубо говоря, где-то 300 тысяч нужно на старт, и ещё 1,5 млн рублей на саму машину, — подводит итог Павел, отмечая, что при расчёте не учитывал возможность поломок.

Перевозчик предупреждает, что даже такие запасы не гарантируют успешный старт — и рассказывает историю своего знакомого, который продал легковушку, занял деньги у приятелей и купил «Газель». Спустя два месяца он попал в серьёзное ДТП, а средств на ремонт у мужчины не оказалось: всё заработанное он отдавал тем, кому задолжал. Теперь ему придётся либо влезть в новые кредиты, чтобы отремонтировать машину, либо отказаться от своего дела.

Сколько «Газель» принесёт новичку?

— Многим это не понравится, особенно тем, кто берёт грузы по 100 рублей за километр, но я озвучу усреднённую горькую правду. По моим подсчётам и наблюдениям, средняя ставка для «Газели» — 25 рублей за километр. Да, кто-то возит ещё дешевле, а кто-то находит грузы по 30-35 рублей. Но если вы новичок и работаете на ATI.SU, то 25 рублей это хорошая ставка, — говорит Павел.

Таким образом, за 10 000 километров «Газель» может заработать 250 тысяч рублей «грязными». Если вычесть из них расходы, останется 105 тысяч рублей.

— Рано радоваться! Из них вы сколько-то потратите на ремонт (а рано или поздно в любом случае что-то сломается). Я бы посоветовал откладывать на ремонт тысяч 30 в месяц. Из оставшихся 75 нужно заплатить налоги (это 6% от 250 тысяч плюс страховые взносы, ежегодный платёж около 40 тысяч рублей), за обслуживание расчётного счёта…

Посчитайте, сколько у вас останется, и подумайте: есть ли смысл ради такого заработка влезать в кредит? Даже если решите, что есть, учтите: к стоимости машины нужно прибавлять как минимум 500 тысяч!

Сколько можно заработать на выкупленной «Газели»?

Конечно, зарабатывать можно и больше. Если машина выкуплена и не нужно платить за кредит или лизинг, если удаётся находить ставки по 30-35 рублей за километр, если установлено ГБО — чистая прибыль, по словам Павла, может достигать 200 тысяч рублей.

Однако это, как утверждает перевозчик, потолок, прыгнуть выше которого практически невозможно. В среднем же владельцы малотоннажников, работающие на себя, зарабатывают от 50 до 150 тысяч рублей.

Блогер напоминает, что работа водителя-дальнобойщика очень тяжела. Она бьёт по здоровью, по нервной системе. Расходы на жизнь в рейсе тоже получаются довольно ощутимыми (Павел признаётся, что в пути тратит на питание больше, чем дома уходит на питание для всей семьи).

— На мой взгляд, перевозки — это сомнительный бизнес. По крайней мере, сейчас с одной машиной он стал сомнительным. Да, если машин 10, 20 или 40, это другие суммы, можно о чём-то говорить. Подумайте: может, те деньги, которые вы хотите потратить на грузовик, можно вложить куда-то ещё? Зарабатывать можно по-разному.

Почему перевозчики продолжают работать?

— Почему же тогда мы все занимаемся перевозками? — задаётся вопросом Павел. — Ведь получается, что работать на дядю выгоднее если не по деньгам (хотя зачастую и по деньгам), то по уровню рисков.

Перевозчик отмечает, что причины для продолжения работы у него всё-таки есть. Это иллюзия свободы, дорожная романтика и надежда на развитие бизнеса.

— С детства у меня была мечта, стать дальнобойщиком. Мой отец — дальнобойщик, я с детства с ним катался. Романтика путешествий, дороги и одиночества, жизнь в кабине — такой бзик у меня был с самого детства и остался до сих пор, — признаётся Павел. — и однажды я к этому пришёл, детская мечта победила.

Павел также напоминает, что с возрастом сменить сферу деятельности становится труднее.

— В каждой сфере можно найти человека, который жалуется, что всё плохо и клянётся уйти уже 10 или 20 лет подряд. Маховик закручен: с годами человек привыкает к работе, чем дольше он занимается одним и тем же, тем труднее от этого отказаться.

Сыграть свою роль может и психологический фактор. По словам Павла, многие перевозчики сбегают в бизнес от семейных проблем, бытовухи и ругани.

— Мужику важно, наверное, куда-то спрятать голову от бытовых проблем, не все готовы каждый день с ними сталкиваться. Одни ходят на рыбалку, другие пропадают в гараже, кто-то пьёт, а кто-то работает дальнобойщиком.

И всё же Павел смотрит в будущее с оптимизмом: он намерен продолжать работу и развивать видеоблог, звездой которого перевозчик планирует сделать купленный в кредит «Валдай». Покупку второй машины блогер называет опрометчивым поступком:

— Тогда мне казалось, что это хорошая идея. Что я сам буду работать на «Газели», а на «Валдай» посажу водителя, и будет дополнительный заработок. Машину взял в рассрочку почти без переплаты. Но наёмный водитель оказался ненадёжным, а работа, на которую я рассчитывал, закончилась через неделю, и оказалось, что «Валдай» не приносит деньги, а высасывает их. Но что нормальному человеку плохо, то блогеру контент: «Валдай» и будет моим контентом, надеюсь, он мне поможет, — говорит Павел.

скриншоты: youtube.com
источник