Владельцы грузовиков, выполняющие частные заказы на коротком плече и получающие за это сравнительно небольшие деньги, тоже становятся жертвами мошенников. Рассказываем, как это происходит.
В малотоннажном сегменте работа перевозчиков часто строится на устных договорённостях, а деньги переводятся по номеру телефона. Участник ATI.SU из Санкт-Петербурга, владелец трёхтонника Александр Савченко рассказал нам о необычной схеме мошенничества, когда злоумышленник выдаёт себя за перевозчика и убеждает диспетчера перевести деньги на другой счёт.
— Дело было осенью 2022 года, ударили первые морозы. Я нашёл на ATI.SU груз с подозрительно хорошей ставкой: за перевозку на 15 километров, с Волхонского шоссе в Красное село, платили пять тысяч рублей. Я заподозрил неладное, но всё же поехал, ведь у компании были зелёные звёзды — и ни одного плохого отзыва.
Я загрузился, и диспетчер дала мне номер телефона, по которому нужно было позвонить на выгрузке, чтобы меня встретили. Но в пути мне позвонили с другого номера: неизвестный мужчина представился грузовладельцем и попросил сфотографировать груз сразу после выгрузки, чтобы убедиться в его сохранности. Такое случается часто, ничего подозрительного я не.
Приехав, я разгрузился и отправил фото и «хозяину груза», и диспетчеру. Диспетчер пообещала перевести деньги. Прошло полчаса, затем час; деньги не приходили, и я набрал её номер.
— А когда будут деньги?
— Я вам уже заплатила.
— Нет, не заплатили.
— Чего вы мне мозги компостируете, с разных номеров звоните!
Диспетчер начала нервничать. Я сказал, что номер у меня один, и тогда она скинула мне скриншоты переписки в WhatsApp.
Тот, кто позвонил мне и представился хозяином груза, написал диспетчеру и представился мной. Он написал, что телефон заглючил, и ему пришлось переустановить WhatsApp, а деньги нужно перевести на другой номер.
Я объяснил диспетчеру, что не имею к нему никакого отношения, но диспетчер сказала, что деньги уже перевела и больше ничего оплачивать не будет: «Хотите — идите в полицию». Попытался выставить претензию на ATI.SU, но нужны были атисы, и я махнул рукой: в конце концов, потратил я всего 500 рублей на солярку и пару часов времени. Должен же я тоже хоть раз попасть на мошенников!
Если вы столкнулись с мошенничеством и уверены в своей правоте, обязательно выставляйте претензию (подробнее о том, как это сделать, можно прочитать здесь). Для этого нужны атисы — они вернутся на ваш счёт, когда претензия будет урегулирована. Если у вас оплачена лицензия, но атисов на счету нет, претензию можно выставить в долг.
Я пытался понять, откуда злоумышленник взял мой номер, но так и не понял. Сама диспетчер вроде как не при делах. Женщина, которая нашла для меня эту загрузку, давно с ней работает — и ничего похожего ни разу не происходило. Может, к мошенничеству как-то причастны те, кто ждал меня на разгрузке…
Не разговаривать с третьими лицами — вроде и правильный совет, но отвечать на звонки с неизвестных номеров приходится. В частных перевозках это обычная история: владельцы груза, те, кто ждёт тебя на выгрузке, постоянно звонят с незнакомых номеров с какими-то вопросами, буквально каждый день. А незнакомых диспетчеров я теперь всегда предупреждаю: номер телефона у меня один, с других не звоню и не пишу!
* * *
Как обезопасить себя от такой схемы? К сожалению, говорить о 100% гарантиях не приходится: мошенник может быть в сговоре с заказчиком перевозки или грузополучателем. Однако соблюдение простых правил позволит свести риски к минимуму:
- Всегда заключайте договор-заявку, даже если стоимость перевозки невысока.
- В договоре указывайте реквизиты своего счёта и номер телефона. Пропишите в тексте, что звонить вам можно только по этому номеру, и предупредите об этом контактное лицо.
- Если вы всё же решили не заключать договор, пропишите номер расчётного счёта в переписке с заказчиком. Там же укажите ваш телефон.
- Всегда изучайте паспорт заказчика. Обращайте внимание на звёзды (они должны быть зелёными, но не красными или прозрачными), рейтинг и рекомендации. Давно ли работает фирма, не менялись ли в последнее время собственники?
Это — пятая из серии публикаций, посвященных проверкам компаний и минимизации рисков при выборе контрагентов.
Если хотите рассказать свою историю, поделиться опытом или узнать больше о проверках контрагентов и других способах выявления недобросовестных партнеров, напишите об этом в комментариях.