← Дзен

Экспедитор-«хамелеон» и 12 разгневанных перевозчиков

Участник ATI.SU рассказывает о необычном способе мошенничества, который едва не стоил ему нескольких сотен тысяч рублей.

Своей историей с нами поделился руководитель ТЭК ДенТранс Денис Николаев (809108).

— На Бирже появилась заявка от экспедиционной компании, и наш логист взял её. Груз — строительные материалы, геотекстиль — нужно было отвезти из Подмосковья в Алтайский край. Нам сбросили карту предприятия: мы решили его проверить, и в открытых источниках выяснили, что фирма крупная, работает давно и доверять ей можно. Кроме того, нам удалось согласовать оплату до выгрузки и возможность удержания груза до оплаты — это было прописано в условиях договора-заявки.

Мы взяли груз и отправили машину в Алтайский край. За несколько часов до выгрузки позвонили сотруднику, с которым общались, но его телефон оказался выключен. Через завод, на котором грузились, кое-как вышли на владельца груза, который и был заказчиком перевозки. С ним состоялся такой разговор:

— Как хорошо, что вы позвонили! Мы вас уже потеряли. А где вы?
— На подъезде.
— Отлично, выгружайтесь!
— Извините, не можем: по условиям заявки, сперва мы должны получить оплату.

До экспедитора дозвониться мы так и не смогли, он окончательно «пропал с радаров». Тогда мы решили ещё раз проверить компанию и поняли свою ошибку.

Посредник, разместивший заявку на ATI.SU не имел никакого отношения к компании, именем которой представлялся. Он просто создал на Бирже аккаунт с похожим названием (отличалась всего одна буква) и по почте прислал карточку предприятия, под которое маскировался. «Хамелеон» выставил грузы, выдавая себя за добросовестного экспедитора, а затем бесследно исчез.

Чтобы избежать таких ситуаций, всегда обращайте внимание на звёзды и баллы в паспорте участника ATI.SU. Низкое количество баллов, отсутствие звёзд и тем более красные звёзды — повод для проведения тщательной проверки.

Итак, по условиям договора, выгружаться мы могли только после оплаты. Мы приняли решение отвезти груз на склад временного хранения. Чтобы избежать обвинений, заведомо сообщили об этом грузоотправителю, грузополучателю и даже экспедитору, который на наше письмо, разумеется, не ответил.

Заказчик всячески противился передаче груза на СВХ, настаивал на немедленной выгрузке и пугал нас полицией (мы приветствовали привлечение полицейских, но угрозы так и остались угрозами). Кроме того, и мне, и водителю звонили неизвестные люди предупреждали о возможных последствиях.

Ситуация решилась неожиданным образом. Груз был предназначен для строительства дорогой гостиницы. Начальник службы безопасности строительной компании, экс-генерал ФСБ связался со мной и выслушал мою историю. Спустя 20 минут нам позвонил представитель заказчика и попросил выставить счёт для оплаты. Видимо, очень нужен им был этот геотекстиль. Так как все действия по перемещению груза на СВХ были грамотно оформлены, нам вернули деньги за аренду склада и компенсировали простой транспорта.

Уже на выгрузке наш водитель познакомился с коллегами из других компаний, которые были обмануты таким же образом, но не смогли вернуть деньги. Оказалось, что всего таких компаний 12, а общая нанесённого им сумма ущерба перевалила за 30 млн рублей. Мы пообщались с этими перевозчиками и пришли к выводу: заказчик, по всей видимости, был в сговоре с мошенниками — таким образом компании решили сэкономить на доставке.

Произошедшую ситуацию комментирует транспортный юрист Сергей Богатов:

— Могу поздравить перевозчика: ему в этой ситуации крупно повезло. Да, экспедитор ввёл его в заблуждение и оказался мошенником. Но если бы грузовладелец обратился в суд, то смог бы получить свой груз, потому что должник и кредитор в данном случае не совпадали. Фактически, перевозчик удерживал груз третьего лица, ведь задолжал ему именно экспедитор.

Видимо, перевозчика спасло то, что груз нужен был здесь и сейчас — на судебные тяжбы уходит много времени.

В целом же такой вид мошенничества — не редкость. И что самое интересное, зачастую такие мошенники — это фирмы, зарегистрированные в текущем году или незадолго накануне. Такие компании нуждаются в самой тщательной проверке.

От ошибок не застрахован никто: даже самые опытные перевозчики могут оказаться жертвами мошенников из-за банальной невнимательности. Чтобы обезопасить себя, далеко не всегда нужно использовать платные проверки. В данном случае перевозчику достаточно было обратить внимание на баллы в паспорте участника ATI.SU У экспедитора-«хамелеона» не было балла за подтверждение аккаунта — это один из самых явных признаков мошенничества.


Это — третья из серии публикаций, посвященных проверкам компаний и минимизации рисков при выборе контрагентов. Если вы хотите рассказать свою историю, поделиться опытом или узнать больше о проверках контрагентов и других способах выявления недобросовестных партнеров, напишите об этом в комментариях.