← Дзен

Третий — не лишний. Зачем нужны посредники на рынке автоперевозок

Споры о роли посредников не утихают, пожалуй, с момента формирования рынка автоперевозок. Раньше они велись на стоянках и в придорожных кафе, а сегодня переместились в интернет.

Многие перевозчики считают, что посредники вредят им, забирая часть прибыли — и даже обвиняют в понижении ставок. Доля правды в этом есть: экспедитор действительно оставляет себе процент от стоимости сделки. Является ли это вознаграждение заслуженным? Попробуем разобраться.

Зачем нужны посредники?

Этот вопрос нередко задают участники ATI.SU на форуме и в обсуждении новостей. Вот как ответил на него основатель и директор Биржи Святослав Вильде на прошедшей недавно прямой линии:

— Посредники выполняют ряд полезных функций. Они берут на себя коммуникацию с заказчиком и перевозчиком, отслеживают процесс перевозки, как-то ему помогают. Этим могли бы заниматься и сами перевозчики, но не все могут коммуницировать, не у всех есть время, чтобы заниматься поиском заказчиков, выстраивать с ними отношения, заключать договоры. Всё это требует времени и умений, не все перевозчики ими обладают, а кто обладает — часто обходится без посредников.

Кроме того, посредники часто выполняют функцию аутсорсинга логистики для заказчика. Заказчику проще иметь дело с двумя-тремя экспедиторами, а не с сотней перевозчиков.

Пожалуй, это и есть главная причина существования посредников. Крупные грузоотправители, ежедневно загружающие десятки фур, вряд ли захотят работать с множеством мелких и средних транспортных компаний. Потребности предприятия федерального уровня, представленного в разных регионах страны, не сможет удовлетворить даже самый крупный перевозчик — да и вряд ли он захочет стать «перевозчиком одного клиента».

Так экспедиционные компании выручают грузоотправителей — а перевозчикам с небольшими автопарками предлагают грузы, которые они при других обстоятельствах взять не смогут.

Гарантии качества и безопасности

Для грузовладельца надёжный экспедитор — ещё и гарант безопасности. Крупные экспедиционные компании тщательно проверяют контрагентов, и если с грузом что-то случится, посредники, как правило, быстро и полностью возмещают нанесённый ущерб. А вот перевозчик сделать это может далеко не всегда. Дело не в добросовестности предпринимателя (хотя стоит признать, что недобросовестных предпринимателей на рынке хватает), а в его финансовых возможностях. Многие владельцы транспорта не смогут возместить стоимость уничтоженного груза просто потому, что у них не окажется достаточной суммы. Нет у многих перевозчиков и страховых полисов.

В то же время практически все крупные экспедиторы страхуют ответственность за возможную порчу и гибель груза. Некоторые идут ещё дальше: например, у экспедиционной компании «ТЛК-Групп» есть собственный страховой фонд, и клиент в случае чрезвычайного происшествия получает компенсацию незамедлительно, не дожидаясь решения страховой компании.

Так для заказчика перевозки экспедитор становится гарантом качества и безопасности. Историю, которая наглядно это иллюстрирует, нам рассказали в «ТЛК-Групп».

— Однажды у нас случился форс-мажор: перевозчик самовольно оставил полученный негабаритный груз на складе временного хранения, объяснив свой поступок отсутствием обратных загрузок, и заявил, что отвезёт его позже. Наш логист самостоятельно выяснил, где находится груз и подобрал другую машину, которая доставила его к месту назначения, — поделился с нами менеджер компании.

От таких ситуаций не застрахован никто: залезть человеку в голову невозможно. Грузовладелец наверняка мог бы самостоятельно решить эту проблему, потратив гораздо больше времени, денег и сил — но его подстраховал оперативно вмешавшийся экспедитор.

Помощник для перевозчика

Существует расхожее мнение, согласно которому наличие собственного автопарка является важным фактором для качественного выполнения перевозки. Это не всегда так, ведь экспедиторы и перевозчики выполняют совершенно разные функции. Каждый делает то, с чем справляется лучше: перевозчик принимает груз и везёт его, а экспедитор рассчитывает ставку, прокладывает маршрут, следит за документооборотом и сопровождает перевозку, решая возникающие проблемы.

Для перевозчиков сотрудничество с экспедиторами может оказаться очень полезным. Например, владельцы транспорта могут частично решить проблему кассовых разрывов. В России есть экспедиционные компании с короткими и фиксированными сроками оплаты, не привязанными к срокам, установленным заказчиком.

Несмотря на сложившуюся ситуацию с переизбытком транспорта, надёжные перевозчики с исправными машинами ценятся очень высоко, и экспедиторы дорожат ими, стараясь предлагать наилучшие условия.

Чтобы привлечь и удержать надёжных перевозчиков, многие экспедиторы вкладываются в разработку цифровых сервисов. Например, у «ТЛК-Групп» есть удобное приложение с актуальными грузами, в котором можно выбирать любимые маршруты и получать уведомления о новых предложениях. Ещё одна «фишка» компании — возможность внесения предоплаты на топливную карту: она выручает перевозчиков, когда у них из-за кассовых разрывов не остаётся денег на топливо. Другая опция, также нацеленная на борьбу с кассовыми разрывами — уведомление об оплате: перевозчик получает его, когда деньги поступают на расчётный счёт.

— Иногда перевозчик не может работать с каким-то клиентом в силу различных причин, например, юридических, — рассказали нам в компании. — Тогда он может «передать» этого клиента нам, и если работу удастся наладить, перевозчик будет получать бонусы: процент от каждой выполненной нами перевозки.

Экспедиторы берут на себя важную работу — ведут документооборот, страхуя и перевозчика, и заказчика перевозки от возможных ошибок, которые могут обернуться головной болью, расходами и задержкой оплаты.

Экспедитор является гарантом не только для заказчика, но и для перевозчика. В «ТЛК-Групп» нам рассказали, что если клиент по какой-то причине откажется оплачивать перевозку, обязательства перед владельцем транспорта в кратчайшие сроки выполнит экспедиционная компания: для этого у неё есть страховой фонд.

Небольшая ремарка: всё, что описано выше, относится к надёжным и добросовестным экспедиционным компаниям. Среди экспедиторов (как и среди заказчиков и перевозчиков) попадаются и такие, сотрудничество с которыми хочется побыстрее забыть. Встречи с ними можно избежать: для этого достаточно заглянуть в паспорт участника ATI.SU, проверить упоминания на НП и почитать отзывы.

«Водителя буквально взяли в рабство»

Любой частник, работающий на своём автомобиле, согласится, что работать в одиночку очень трудно. Гораздо лучше, если есть помощник, который будет заниматься поиском заявок и документооборотом. Нередко в роли такого помощника выступают родные и близкие водителя, образуя «семейные подряды».

Помощником может стать и посредник: сотрудники экспедиционных компаний нередко выручают перевозчиков в самых разных ситуациях. Курьёзную и в то же время пугающую историю нам рассказал один из специалистов «ТЛК-Групп»:

— Сотрудник компании-грузополучателя в прямом смысле взял в рабство водителя, заставив его торговать привезёнными на «Фуд Сити» (овощебаза в Москве) яблоками. Ситуация разрешилась только благодаря действиям нашего логиста, который всеми правдами и неправдами заставил доверенное лицо заказчика принять груз и отпустить водителя.

Другой случай связан с сохранностью груза. В Архангельском порту привлечённый перевозчик загрузил в полуприцеп небольшие контейнеры, которые нужно было отвезти в Якутию. Во время перевозки эти контейнеры начали разваливаться. Логист экспедиционной компании нашёл в Новосибирске фирму, специализирующуюся на починке тары, и водитель сделал там остановку: контейнеры отремонтировали за счёт экспедиционной компании, так как очевидной вины не было ни за водителем, ни за клиентом. Груз был доставлен в ценности и сохранности.

* * *

Безусловно, нельзя сказать, что услуги экспедиционных компаний необходимы всем без исключения участникам рынка перевозок. Но во многих случаях экспедиторы выручают заказчиков и владельцев транспорта, выполняя свою основную функцию — функцию аутсорсинга — и помогая решить многочисленные проблемы, возникающие в процессе перевозки.