Важнейшим элементом быта дальнобойщиков являются места стоянок, где водители могут отдохнуть, подкрепиться, закрыть свои хозяйственные потребности, при необходимости организовать ремонт или обслуживание транспортного средства и просто пообщаться с коллегами.
Даже вне зависимости от того, соблюдает водитель режим труда и отдыха или нет, отдыхать и останавливаться ему всё равно приходится.
Стоянка для грузового транспорта, как и любая стоянка для автомобилей, может быть специализированной, с развитой инфраструктурой, или стихийной, например, вдоль обочин.
Специализированные парковки для фур
Специализированные стоянки для дальнобойщиков, как правило, оборудуют около мотелей или придорожных кафе, но возможен и вариант — когда вся необходимая инфраструктура для отдыха и быта водителей (мотели, столовые, мастерские, душевые и т.д.) разрастается вокруг стоянки. Из-за того, что габариты грузовых ТС могут разительно отличаться друг от друга, разметка дорожного покрытия на парковках грузовиков зачастую условна, также должны быть установлены указатели въезда и выезда, знак с силуэтом грузового автомобиля и указанием веса. В идеале каждое стояночное место имеет следующие размеры: длина – от 14 до 22 м; ширина – от 3,5 до 5 м; ширина проезда – от 5,5 до 12 м. По периметру стоянки должно работать освещение. Парковка асфальтируется или засыпается гравием. Гравийное покрытие особенно эффективно в зимний период, так как оно улучшает сцепление колёс с дорогой во время гололёда.
Возможные способы организации парковки грузовых ТС на специализированной стоянке: перпендикулярно проезду, под углом 60°, под углом 45° — по отношению к дороге, параллельная парковка.
фото: yvezi.ru
Стоянки для грузовых автомобилей находятся на удалённом расстоянии от жилых домов.
Парковка на специализированных стоянках для грузовиков чаще всего платная, однако в Европе существует ряд известных достаточно комфортабельных бесплатных стоянок. Плюсом в пользу платных стоянок служит не только комфортное пребывание шофёров, но и безопасность, так как за порядком на этих объектах следит служба охраны.
На европейских трассах парковки расположены едва ли не каждые 50–60 км, многие из них оборудованы всем необходимым — от Wi-Fi и банкоматов до заправок и медицинских пунктов. Однако в некоторых регионах всё равно ощущается нехватка стояночных мест для дальнобойщиков.
Правила стихийной стоянки грузовиков
Во время рейса дальнобойщик может остановиться на отдых в любом подходящем месте, где не запрещена стоянка ТС, например, на обочине или на грунтовой площадке у трассы.
При однополосном движении парковка фур на обочине разрешается только при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.
Автомобили массой более 3,5 запрещено парковать в жилых зонах. На проезжей части в жилом массиве грузовик может остановиться лишь для разгрузки или выгрузки товара — на время, не превышающее получаса.
На стихийных стоянках шофёры могут подгонять фуры друг к другу, перегораживая доступ к задним дверям своих полуприцепов или бортам кузова, чтобы защитить груз от возможной кражи. Такие стоянки могут возникать неподалёку от поста ДПС, что также продиктовано соображениями безопасности.
Компанию для остановки на отдых можно найти при помощи рации. Чем больше фур соберётся в одном месте, тем меньше шансов, что преступники рискнут покуситься на их груз.
фото: auto.today
Аварийные остановки для грузовиков
В ряде стран существуют места аварийных остановок для фур, в том числе в США, Канаде, Германии, Китае. Но это не классические стоянки, а специально оборудованные места для экстренной остановки грузовиков во время отказа тормозов или потери управления ТС.
Runaway Truck Ramp — можно перевести с английского примерно как "рампа для съезда грузовиков". Это техническое тупиковое ответвление дороги, созданное для избежания аварий с участием большегрузов или уменьшения последствий от них. Как правило, оборудуется в гористой местности с длительными крутыми спусками. Направление же рампы напротив всегда уводит вверх, чтобы у некогда летящей под откос фуры при заезде на рампу появилась возможность остановиться. Для улучшения эффекта такие рампы посыпают гравием, а для смягчения ударов оснащают большими бочками с водой. Конструкция рассчитана на остановку неисправных гружёных фур, несущихся на скорости с горки. Такое техническое решение может спасти не только жизнь водителю, но и машину с грузом, не говоря о гипотетических жертвах, которые могут возникнуть, если грузовик не свернёт на RTR
В то же время Runaway Truck Ramp можно считать и стоянкой, потому что какое-то время после экстренного спасения дальнобойщику и его грузовику придётся провести именно в этом месте.
До чего дошёл прогресс
Планировать места стоянок дальнобойщику следует заранее. Когда-то шофёры в этом деле могли опираться лишь на сарафанное радио и собственный опыт, полученный в предыдущих поездках. Сегодня благодаря развитию высоких технологий достаточно воспользоваться одним из мобильных приложений для дальнобойщиков. С помощью такого приложения шофёр может быстро распланировать свой маршрут с учётом стоянок, заправки на АЗС, прохождения терминалов системы "Платон" и весового контроля. Дальнобойщики, работающие на европейских маршрутах, пользуются приложениями Truck Parking Europe, TransParking, DKV MAPS и DKV APP, в последнем акцент сделан на бесплатные стоянки.
С помощью таких предложений можно не только узнать подробности о специализированных парковках, но и увидеть их рейтинг, который формируется на основе впечатлений тех, кто уже там останавливался. К примеру, в ряде приложений пользователи выставляют стоянкам оценки по пятизвёздочной системе или даже пишут развёрнутые отзывы о них.
Сертификат безопасности
Важнее комфорта на парковке может быть только безопасность. Из-за этого в мире сложилась практика выдачи сертификатов безопасности автостоянкам для грузовиков, соответствующим определённым критериям, предъявляемым к этому качеству. Такие сертификаты выдаёт Ассоциация защиты перевозимых грузов Transported Asset Protection Association (TAPA),
Одна из таких стоянок, сертифицированных TAPA, парковка для еврофур сети OnTurtle в каталонском городе Ла-Жункера (Испания) или, как сокращённо называют его дальнобойщики — "Жункера".
Стоянка хорошо освещена и огорожена забором. Для попадания на её территорию каждый шофёр получает индивидуальный код, что исключает доступ посторонним лицам. Объект находится под наблюдением 35-ти камер, в том числе с устройствами ночного видения, в круглосуточном режиме.
фото: onturtle.eu
Не стоит расслабляться
Всё же дальнобойщикам не стоит расслабляться, так как, к сожалению, не все специализированные парковки могут предоставить своим гостям должный уровень безопасности.
Мелких воров интересуют "плохо лежащие" в кабине ценные личные вещи (смартфоны, планшеты и т.д.) и деньги дальнобойщиков.
Более крупные грабители охотятся непосредственно за содержимым фуры. Их, прежде всего, интересуют грузы, которые проще сбыть сразу после кражи: продукты питания, алкогольные напитки, компьютеры, гаджеты и бытовая техника. Однако бывают и совсем необычные прецеденты, например, похищение фундука на 1000000 евро в итальянском регионе Пьемонт. Дело в том, что Пьемонт богат именно этим орехом, так как здесь базируется множество мировых производителей кондитерских изделий с фундуком, в том числе конфет Ferrero Rocher и пасты Nutella.
Грабители втихаря разрезают тенты или перекусывают дужки замков, чтобы получить доступ к грузу, а затем организованно вывозят то, что успеют вытащить. На неохраняемых и стихийных стоянках они и вовсе могут напрямую угрожать водителю оружием и физической расправой, дабы он сам отдал им груз. Также не исключены случаи угона фур вместе с содержимым.
Нужно больше парковок
Директор по политике Британской ассоциации автомобильных грузоперевозок (RHA) Дункан Бьюкенен однажды напрямую связал отсутствие развитой инфраструктуры парковок для фур с дефицитом дальнобойщиков: "Мы просим водителей спать возле дороги, без еды и горячей воды. Многие из них становятся жертвами преступлений. Это те вещи, которые действительно отталкивают людей от присоединения к отрасли, и их необходимо решить". После этого заявления министр транспорта Грант Шаппс запросил у государства 50 миллионов фунтов на улучшение инфраструктуры "грузовых стоянок" по всей стране.
В немецкой компании ABONA Deutschland придумали своеобразный способ решения нехватки стояночных мест для грузовиков — роботизированные многоэтажные паркинги TruckTower для полноразмерных фур с полной массой до 40 тонн. Название TruckTower буквально переводится как "Башня для грузовиков". Многоуровневость этой конструкции позволит оптимизировать паркинг даже самых небольших размеров.
Внутри стоянки TruckTower для грузового транспорта находятся движущиеся платформы, распределяющие автомобили по ярусам и местам. Перед заездом фура взвешивается, самые тяжёлые фуры отправляются на нижний этаж.
Стоянка грузового транспорта TruckTower оснащена солнечными панелями и другими механизмами выработки энергии, что позволит водителям включать холодильные камеры, не запуская двигатель.