← Дзен

Скотовозы и рыбовозы: в чем и как перевозят живую рыбу и скот

krot.info

Аграрные предприятия массово поставляют на рынок не только продукты животноводства, но и самих животных. Во многом благодаря этому в логистике развилось такое направление грузоперевозок как транспортировка животных, КРС, появились специализированные полуприцепы-скотовозы.

 К этому виду перевозок предъявляются не менее серьёзные и жёсткие требования, чем к перевозке пищевой продукции.  Поэтому неудивительно, что для транспортировки животных предусмотрены специальные транспортные средства и создаются целые компании с соответствующим автопарком, работающие как на коротком плече, так и на международных маршрутах. Также существуют и ТС для перевозки живой рыбы.

Автомобильные перевозки крупного рогатого скота (КРС) осуществляют специально оборудованные скотовозы. В прицепе или полуприцепе скотовоза обустраиваются перегородки, делящие его на 2-3 отсека. Взрослых особей КРС размещают в сторону кабины скотовоза головой и держат на привязи, молодняк же везут без привязи, причём у молодняка должно быть ровно столько места, чтобы все животные могли лечь на подстилку.

Оборудование кузова скотовоза:

  • Приточная вентиляция, чтобы животные могли свободно дышать в пути.
  • Перегородка метровой высоты.
  • 2 открывающихся двери.
  • Трап, эстакада или мостик, по которым животных можно будет загнать или выгнать.
  • Кольца для привязи животных, КРС.
  • Освещение.
  • Навозосборник.

Требования безопасности к перевозчикам животных и их ТС:

  • Чистый, прошедший дезинфекцию кузов,
  • Отсутствие выступов, торчащих гвоздей и других недочётов, которые опасны для животных, КРС, так как они могут пораниться,
  • Перед транспортировкой для животных организовывают ветеринарный осмотр на наличие инфекционных болезней,
  • Ветеринарный врач хозяйства должен проверить не только животных, но и одобрить транспорт для перевозки.
  • Для перевозки инфицированных животных или реагирующих на туберкулёз и бруцеллёз необходимо получить разрешение местного вет. отдела на стороне отправителя.
  • После перевозки заражённых животных скотовоз должен пройти дезинфекцию и мойку горячей водой.
  • Трап, эстакада или мостик, по которым загоняют и выгоняют животных, КРС, должен быть защищён от скольжения.

Условия перевозки животных

  • Максимально предпочтительное расстояние автоперевозки животных — не более 250 км.
  • Если доставка занимает до 6 часов, животных не кормят и не поят.
  • Когда рейс длится более 6 часов, для животных обеспечивают отдых, делаются остановки, во время которых животных кормят и поят, меняют им подстилку и удаляют навоз из кузова. Делается это в специально предусмотренных местах постоя.

Особенности перевозки скота и разных животных

Быков, коров и телят размещают по разные стороны перегородки.

Недопустимо одновременно перевозить крупный рогатый скот (КРС) и других животных.

Транспортировка свиней требует особого контроля над температурным режимом и вентиляцией, так как эти животные подвержены перегреву, при их перевозке необходимо всё время обеспечивать умеренную температуру, регулярно осуществлять профилактику температурного стресса. Для автомобильной перевозки овец также необходимо выбрать умеренную погоду, избегая как холодов, так и жарких дней, перевозка в которые пагубна для этих животных.

Накануне перевозки лошадей с этих животных снимают подковы. В прицепе организуют вокруг лошадей столько места, чтобы животные  могли лечь. Для безопасности их привязывают, надевают им наголовники. Чтобы животные не замёрзли, используются попоны.

Перевозка живой рыбы

Перевозка живой рыбы, как и транспортировка животных, КРС, требует тщательной подготовки. Она может осуществляться в бочках, съёмных цистернах, бидонах, чанах, полиэтиленовых пакетах и т.д.

Автомобильные грузоперевозки живой рыбы сродни процессу транспортировки скоропортящейся продукции: маршрут должен быть оптимальным по времени и расстоянию, на всём пути груза перевозчику необходимо поддерживать нужный температурный режим. Необходимое количество воды рассчитывается в зависимости от возраста рыб, протяжённости маршрута.

Например, при перевозке 1200-1500 годовиков карпа средним весом 25 г, занимающей 5-6 часов, понадобятся бочки ёмкостью от 150-ти до 200 л.

Также особое внимание предъявляется к температуре, составу воды и её количеству в цистернах, выработаны соответствующие требования к процессу перевозки живой рыбы . Однако существует и способ транспортировки живых рыб без воды, но во влажной среде и в специализированной упаковке.

Благоприятной средой для транспортировки теплолюбивых рыб, например, карпов и сазанов является температура +6-8°C. В зависимости от температуры, размера и вида рыб величина потребления кислорода разнится от 25 до 1000 мл на 1 килограмм живого веса в час.

ТС для транспортировки живой рыбы

Для транспортировки рыбы автомобильным транспортом изготавливают чаны, соответствующие по размерам кузову ТС. Края чана обивают досками  или брезентом шириной от 20 до 25 см, как бы создавая дополнительные борта, чтобы вода не выплёскивалась при движении. Сверху чан закрывают сеткой в мелкую ячейку, например, марлей, чтобы у рыбы не оставалось шансов на "побег". В среднем в чанах перевозят до 25000 годовиков.

Кроме того, для транспортировки рыбы могут использоваться специальные полиэтиленовые пакеты. Эти пакеты устроены таким образом, чтобы сверху у них всегда оставалось отверстие для притока воздуха и смены воды. Пакеты укладываются в ящики, устланные травой или мхом.  В пакет емкостью 50-80 можно поместить до 60000 личинок с условием длительности рейса до 24 часов.

Съёмные цистерны легко подключаются к системе подачи воздуха, поэтому тоже пользуются популярностью у перевозчиков живой рыбы, как и стандартные молоковозы, в которых можно перевезти 20000-30000 годовиков.

Также существуют спецавтомобили для транспортировки живой рыбы — рыбовозы, при помощи которых можно за один рейс перевозить до 50000 годовиков. Рыбовозы оснащены изотермическими транспортными камерами, созданными исключительно под перевозку живых особей, где всё продумано до мельчайших деталей: форма, шлюзы, краны, крепления, люки, подводка кислорода, лотки, трубы для выгрузки и другие необходимые приспособления. Размеры надстройки рыбовоза варьируются в зависимости от количества ёмкостей и типа шасси, на которое она устанавливается.

Требования безопасности к перевозчикам живой рыбы и их ТС:

  • Перевозимые особи должны быть здоровы.
  • Накануне перевозки рыба 2 часа выдерживается в проточной воде.
  • Ёмкость для транспортировки должна быть чистой и не иметь сторонних запахов,
  • Внутри ёмкость должна  быть гладкой.
  • Вода заливается за 30 минут до погрузки из пруда, в котором рыба находится.
  • Вода должна занимать 3/4 объема тары.
  • Разница в температуре воды в ёмкости и водоёме, откуда загружается рыба, не должна превышать 3°C.
  • Если температура воды в ёмкости и в водоёме разнится более, чем на 3°С, она компенсируется за счёт подлива воды из водоёма.
  • Погрузочные работы должны происходить очень быстро.
  • Не рекомендуется герметичное закрытие ёмкостей с рыбой.
  • Транспортировать живую рыбу необходимо в прохладное время суток: вечером, ночью или ранним утром,
  • В пути вода охлаждается мелко колотым льдом, который кладётся на марлю, прикрывающую отверстия ёмкостей.
  • В рейсе перевозчику необходимо строго следить за состоянием рыбы, менять воду и обеспечивать аэрацию, если рыба вдруг начинает выплывать на поверхность воды.
  • Рекомендуется не делать стоянок, потому что вода в ёмкостях обогащается кислородом именно  в процессе передвижения автомобиля.
Роман Кадулин