Казалось бы, всё просто: если максимальная разрешённая масса не превышает 3,5 тонн, нужна категория В, а если машина тяжелее — С. Нюансы могут возникнуть, если оснастить популярный малотоннажник прицепом.
Чтобы ответить на вопрос «какая категория нужна на Газель», нужно сперва понять, какая именно Газель имеется ввиду. Газель — не марка и не название конкретной модели, а серия коммерческих автомобилей, в которой несколько поколений и десятки, если не сотни моделей разного назначения. Это и бортовые грузовики, и фургоны, и пассажирские микроавтобусы, и даже различная спецтехника. Для разных машин нужны разные категории прав.
Какая категория прав нужна для грузовых Газелей?
Для всех грузовиков массой до 3,5 тонн подойдут права категории В, т.е. самое обычное водительское удостоверение, которое есть у всех водителей легковушек.
В модельном ряду поколения Газель Next (пожалуй, самое распространенное на сегодня) есть машины с разрешенной массой 2,5, 3,5 и 4,6 тонны. Для управления 2,5 и 3,5-тонниками будет достаточно прав категории В, а для управления “тяжёлой” газелью понадобятся права категории С.
В модельном ряду последнего поколения — Газель NN — и фургоны, и бортовые платформы ограничены 3,5 тоннами, а значит, права категории В будет достаточно для управления любым грузовиком этого семейства.
Возможно, «тяжёлые» модели Газелей NN ещё появятся на рынке. По крайней мере, 4,6-тонные Газели Next появились спустя пять лет после старта продаж обычных грузовых Газелей Next, в 2018 году. Но стоит отметить, что в более старом модельном ряду — Газель Бизнес — машин тяжелее 3,5 тонн так и не появилось.
А бывают исключения?
Да. Некоторые перевозчики пользуются Газелями с прицепами. Обычно этим промышляют частники, работающие на коротком и среднем плече. Использование прицепа увеличивает максимальный объём перевозимого груза, позволяет брать «догрузы» и, как следствие, больше зарабатывать. Подробнее о таком бизнесе мы писали в октябре 2021 года.
Что же касается категории прав, то если масса прицепа не превышает 750 кг, а суммарная масса прицепа и машины 3,5 тонн (такое теоретически возможно, т.к. существуют варианты грузовых Газелей массой 2,5 тонны, то будет достаточно обладать правами категории В. Если же масса прицепа превышает 750 кг и/или масса сцепки превышает 3,5 тонны, понадобятся права категории ВЕ. Если же речь идёт о “тяжёлых” Газелях массой более 3,5 тонн, понадобится категория СЕ.
Есть и более экзотичный вариант - Газель с полуприцепом. Сама Группа ГАЗ таких Газелей никогда не выпускала, а вот сторонние мастерские их делали. Разумеется, очень небольшими партиями: спрос на Газели-фуры по понятным причинам был невысоким. Их используют для перевозки объёмных, но нетяжёлых грузов.
Газель с полуприцепом. Фото: drive2.ru
Чтобы управлять такими Газелями, понадобятся права категории Е. Интересно, легко ли найти водителя с такой категорией, который согласится водить Газель, имея возможность работать на современных иностранных тягачах? Чтобы удержать такого сотрудника, зарплату ему придётся платить «дальнобойную».
Какие права нужны для пассажирских Газелей?
Для пассажирского транспорта необходимы права категории В или D. Роль играет не грузоподъемность, а количество пассажиров. Если оно меньше или равно 8, подойдёт категория В, если больше восьми — необходима категория D.
Пассажирские Газели часто используют в качестве маршруток. В большинстве таких машин пассажирских мест больше восьми: водитель такой машины должен иметь категорию D.
Но бывают и восьмиместные газели. А еще Группа ГАЗ производит комбинированные грузопассажирские автомобили — со вторым рядом пассажирских мест и усечённым грузовым отсеком. И для тех, и для других будет достаточно прав категории В (если масса не превышает 3,5 тонн).
Чтобы управлять пассажирской Газелью, оснащенной прицепом, водителю понадобятся права категории DE.
Какая нужна категория на Соболь, ГАЗон и Валдай?
Малотоннажники Соболь нетрудно спутать с Газелями: внешне эти машины похожи. Соболи отличаются меньшей грузоподъемностью (до 3 тонн в поколении Бизнес и до 3,12 тонн в версии 4WD). Категории В для грузовых Соболей будет достаточно.
ГАЗоны — это среднетоннажники со всеми вытекающими последствиями, главное из которых — повышенная масса: от 8,7 до 10 тонн. Этими грузовиками можно управлять, обладая правами категории С.
Появившийся относительно недавно Валдай NEXT также является среднетоннажником, в отличии от ГАЗона — бескапотным: он лучше подходит для работы на узких городских прав
Разумеется, все эти грузовики можно оснастить прицепами: тогда для управления и Соболем, и ГАЗоном, и Валдаем потребуются права категории СЕ.
Какая категория прав нужна водителю Газели?
Как мы уже выяснили, для большинства наёмных водителей подойдёт категория В. Газелей, требующих для управления категории С, сравнительно немного.
Однако если вы решили стать профессиональным водителем и построить карьеру, останавливаться на категории В смысла нет — если только вы не работаете на собственной Газели.
Конкуренция в этом сегменте высока, и чтобы достойно зарабатывать, придётся либо очень много работать, либо отыскать работодателя, который по каким-то причинам предлагает зарплаты выше среднерыночных (например, за работу с хрупкими или опасными грузами).
Заработать больше помогут права категории С. Недавно один из участников ATI.SU, руководитель транспортной компании из Московской области рассказал нам, что в этом сегменте очень высокая текучка персонала: водители рассматривают категорию С как ступеньку «на пути в дальнобой». Чтобы получить дальнобойную категорию СЕ, необходим стаж категории С сроком не менее года — и сотрудники часто увольняются, получив этот стаж. Владельцы транспорта стараются сохранить штат и заинтересовать водителей: найти вакансию водителя категории С с достойной зарплатой и приятными бонусами гораздо проще, чем в категории В.
Следующим шагом может стать получение категории СЕ. Зарплаты у водителей, которые управляют фурами, ощутимо выше средних по стране. И важно помнить, что это ещё не вершина карьеры. После получения заветного удостоверения водитель может набраться опыта и получить дополнительную специализацию — например, пройти обучение, необходимое для перевозки опасных или негабаритных грузов.
Важно, однако, помнить, что работа водителя Газели отличается от работы дальнобойщика не только деньгами. Газели, как и любые другие малотоннажники, чаще всего работают на коротком или среднем плече и довольно редко отправляются в дальние рейсы. Большинство водителей таких машин каждый вечер проводят дома с родными и близкими. В то же время работа дальнобойщика часто напоминает вахту и подойдёт не всем — а из сравнительно высокой зарплаты придётся вычесть определённую сумму на питание и гигиену в длительных рейсах. Возможно, именно поэтому некоторые дальнобойщики, вкусив «романтики дорог», возвращаются в категорию С, чтобы каждый вечер после работы возвращаться домой.