Грузовой автомобильный манипулятор — это грузовик с установленным на шасси краном-манипулятором, то есть грузоподъёмным механизмом со стрелой.
Фактически грузовой манипулятор выполняет функцию мобильного подъёмного крана при погрузочно-разгрузочных и такелажных работах, монтаже и демонтаже различных сооружений и оборудования, а также используется для буксировки или эвакуации транспортных средств.
В народе такой кран-манипулятор называют «гусём» из-за внешних особенностей его конструкции. В профессиональной же среде можно встретить термин «краноманипуляторная установка» или его сокращённый вариант — КМУ.
«Два весёлых гуся»: когда нужен грузовик-манипулятор, а когда автокран и в чём разница между ними
В отличие от автокрана, грузовой кран-манипулятор имеет не только собственно грузоподъёмное устройство, но и платформу для размещения грузов. В свою очередь у автокранов отсутствует грузовая площадка, но зачастую они оснащаются отдельной кабиной для управления грузоподъёмным механизмом.
Грузовой манипулятор рассчитан преимущественно на работу с грузами малой и средней тяжести (примерно до 10 тонн) в бытовой и промышленной эксплуатации. Чтобы перемещать и грузить крупнотоннажные грузы, понадобится автокран и при необходимости – сопровождение грузового автомобиля.
Грузовой автомобиль с установленным на него краном-манипулятором заменяет и автокран, и грузовик, что при удобном стечении обстоятельств позволяет сэкономить единицы техники и человеческий ресурс, упрощает процесс перевозки и доставки негабаритного груза. Кроме того, грузовой манипулятор более мобилен, чем автокран, и занимает меньше места, чем автомобильный кран вкупе с грузовиком, а потому может работать в труднодоступных местах.
Манипулятор не имеет противовеса, в отличие от крана, и приводится в действие при помощи гидравлики или тросов. Отсутствие противовеса компенсирует увеличение размаха опор и загруженности самого автомобиля, однако это может повлечь за собой трудности при подъёме и перемещении тяжёлых грузов.
Автомобильные манипуляторы максимально универсальны: они могут устанавливаться на бортовые грузовики, платформы, сёдла тягачей и их полуприцепы. В конструкции некоторых КМУ технически предусмотрена возможность установки экскаваторных ковшей, монтажных люлек и ещё ряда дополнительных устройств.
Груз в грузозахватном устройстве КМУ держится неподвижно. Управление манипулятором может осуществляться напрямую или дистанционно.
Z и L и другие виды манипуляторов
По типу складывания автоманипуляторы бывают Z-образные и L-образные. Z-образные манипуляторы в транспортном положении находятся за кабиной как вдоль, так и поперёк рамы автомобиля. L образные — в аналогичном состоянии находятся за кабиной или на задней части рамы грузовика, как правило, также имеют гидравлическую лебёдку.
Также КМУ различаются по своей грузоподъёмности: малые – до 1-3 т., средние – 5-10 т. и тяжёлые – более 10 т.
Грузовые манипуляторы могут быть тросовыми или гидравлическими. Второе название гидравлических грузовых манипуляторов — автогидроманипуляторы. Тросовые КМУ имеют небольшую грузоподъёмность, как правило, до 1 т. Компактные автоманипуляторы также называют мини-манипуляторами или «низкими» КМУ. Гидравлические же рассчитаны на более тяжёлые грузы.
Эвакуатор-манипулятор
Эвакуатор с краном-манипулятором – это универсальная и многофункциональная единица спецтехники, создаваемая на базе грузового шасси, при помощи которого можно максимально удобно перевозить другие ТС, которые по какой-либо причине оказались ограничены в самостоятельном передвижении: авария, поломка, отправка на штрафную стоянку и т.д.
Эвакуатор с краном-манипулятором может быть с платформой для перевозки транспортных средств или без. Во втором случае кран-манипулятор чаще всего устанавливается на седло тягача, который выступает в роли буксировщика. Платформа эвакуатора оснащается аппарелью, необходимой для заезда и съезда ТС.
Любой эвакуатор с КМУ удобен тем, что он одновременно выполняет функцию и погрузочной техники, и транспорта для перевозок.
Базовые характеристики автомобильных манипуляторов
- Грузоподъёмность КМУ — заключается в том, какую максимальную нагрузку может выдержать сам кран, причём выделяются номинальная, общая грузоподъёмность и грузоподъёмность при максимальном вылете стрелы, что обусловлено законами физики.
- Максимальный и минимальный вылет стрелы — расстояние, соответствующее дистанции между осями грузоподъемного оборудования и центральной частью груза, подвешенного на крюке. Когда конструкция поднимается, максимальный вылет сокращается, при этом чем меньше расстояние от груза до опорных точек, тем устойчивее техника, следовательно, выше грузоподъёмность.
- Длина стрелы — расстояние от начала стрелы до её конца по прямой, в отличие от вылета, это постоянная величина.
- Высота подъёма — наибольшее расстояние по вертикали от уровня стоянки крана до центра стрелы, находящейся в верхнем рабочем положении. Определяется при установке крана на горизонтальной поверхности — без нагрузки. Высота подъёма увеличивается, когда у крана задействуются выносные опоры, если таковые предусмотрены конструкцией.
- Рабочий радиус — расстояние в горизонтальной плоскости от центра поворота КМУ до точки проекции крюка на горизонтальную плоскость, зависит от вылета стрелы и её наклона.
- Грузовой момент — соотношение грузоподъемности с вылетом стрелы, при котором техника может сохранять устойчивость.
- Колёсная база — транспортное средство, на которое кран-манипулятор может быть поставлен.
Также во многих случаях немаловажными критериями для выбора того или иного крана манипулятора являются его вес и размер. В зависимости от веса, размера и назначения конструкция краноманипуляторная установка разрабатывается под конкретную базу, в роли которой может выступать бортовой грузовик, грузовик с платформой, седельный тягач, самосвал, пикап.
К слову, КМУ устанавливаются не только на автомобильную технику, базами для их монтажа также могут служить железнодорожные платформы, маломерные суда, гусеничная техника и стационарные площадки.
Устройство некоторых автомобильных кранов-манипуляторов позволяет опционально устанавливать на них навесное оборудование: лебёдки, гидробуры, грейферные захваты и грейферы.
Самые-самые автоманипуляторы: «макси»- и мини-КМУ
Выделить самый-самый автомобильный манипулятор достаточно непросто, так как для КМУ важны сразу несколько параметров: грузоподъёмность — общая и при максимальном вылете стрелы, собственно сам максимальный вылет стрелы, колёсная база, грузовой момент и т.д. Более того, в зависимости от конкретной ситуации выигрышным вариантом может оказаться использование как самого мощного манипулятора, так и самого компактного, лёгкого и т.д. Поэтому лучше сделать подборку разных КМУ, чтобы показать многообразие моделей этой техники во всей красе.
Статус одного из самых «долгоруких» авто-КМУ принадлежит итальянскому Effer 2255 с максимальным вылетом стрелы — 55 метров, на котором он может удерживать до 300 кг. Обычная же максимальная грузоподъёмность этой модели — 30 т. Базой для Effer 2255 служит Scania R500 Highline с колёсной формулой 10х4. Такие КМУ активно используются в строительстве высотных сооружений, где особенно актуально наличие «длинной руки», которая может дотянуться до верхних этажей.
Одни из самых мощных манипуляторов в мире входят в линейку ER производства турецкой компании World Power Erkin: ER-600.000 TL 8+8 YENI MODEL 160 Tonnage, ER-000-L 150 Tonnage, ER-000-LP 150 Tonnage, ER-455.000-L «New» 150 Tonnage. Грузовой момент техники из этой линейки равен 450 т на 1 м. КМУ такой мощности применяются на стройках, где необходимо поднимать тяжеловесные неделимые грузы, монтировать массивные конструкции, например, при строительстве элеваторов, мостов, очистных сооружений, взлётных полос, предприятий нефтяной и химической промышленности.
Среди самых компактных автоманипуляторов наиболее известны КМУ производства концерна Palfinger из серии, названной соответствующим образом — Compact. К примеру, кран-манипулятор Palfinger — PC 1500 Compact, рассчитанный на грузы до 990 кг, весит всего 164 кг. Его можно установить на бортовую «Газель», малолитражные грузовики грузоподъемностью от 1,5 т и даже на грузовую площадку пикапа. Примерно то же самое можно сказать и о модели Palfinger PC 2700 Compact, разве что эта краноманипуляторная установка весит чуть больше — 217 кг, но при этом её грузоподъёмность — 1780 кг — превосходит PC 1500 Compact почти в 2 раза!
Ещё одна знаменитая линейка мини-манипуляторов принадлежит итальянской компании Fassi, производящей КМУ с 1964 года. В частности, речь идёт о технике Fassi Micro, вес и грузоподъёмность которой схожа с аналогичными характеристиками моделей Palfinger Compact. Также конструкторы Fassi Micro предусмотрели возможность установки навесного оборудования на эти устройства.
Спектр применения, когда требуются услуги автомобильных мини-манипуляторов, максимально широк: их можно встретить в сельском, коммунальном и народном хозяйстве, в строительстве или на продовольственных складах. С их помощью перемещают стройматериалы, перевозят различную малогабаритную технику, саженцы деревьев, кустарников и т.д. За счёт своей небольшой высоты они проезжают там, куда не могут пробраться их более мощные аналоги.
Правила перевозки грузов манипулятором
Правила перевозки грузов автомобильным манипулятором касаются не только соблюдения ПДД, но и многих других нюансов, связанных со спецификой работы на автомобиле, оснащённом КМУ, оказания услуги погрузки-разгрузки, а также правил транспортировки негабаритных грузов в случае доставки таковых.
Ширина перевозимого груза не может превышать 255 см, а высота – 400 см (с учётом высоты самой платформы. Для перевозки экстремально высоких грузов можно использовать низкорамный грузовик с установленным на него краном-манипулятором.
Максимальная масса транспортируемого объекта зависит от официальной грузоподъёмности конкретного ТС, выбранного для перевозки груза.
Груз, перевозимый транспортным средством с манипулятором, должен быть максимально устойчивым. Прежде чем начать грузоперевозку, шофёр проверяет надёжность крепления груза: тросов, ремней, цепей и т.д.
Перевозчик, оказывающий услугу по транспортировке груза на транспортном средстве с КМУ, обязан иметь регистрационные свидетельства на технику, товарно-транспортную накладную и другие соответствующие документы.