Мир интересной спецтехники безграничен и удивителен, в нём есть место для машин, решающих самые нетривиальные бытовые задачи и порой весьма необычными способами.
В этом обзоре мы решили собрать самые яркие экземпляры необычной спецтехники.
Укладчики плитки и кирпичей
Плиткоукладчик может оставить укладчиков городской плитки без работы и хлеба, но точно не лишит окружающих эффектного зрелища. Производительность этого аппарата от TIger Stone в течение одной смены, несмотря на его миниатюрность, эквивалентна труду нескольких бригад рабочих. Скорость работы плиткоукладчика существенно превышает человеческую.
Хоть бригады для работы с такой машиной уже не требуется, управляет ей небольшая команда операторов, которые также выкладывают плитку в нужной последовательности на специальной наклонной поверхности, по которой она спускается вниз чтобы в результате лечь красивым узором под ноги горожан и туристов. У агрегата предусмотрены боковые направляющие, не дающие выложенной плитке терять форму, препятствующие образованию зазоров, нарушению узора и т.д.
Работу машины для укладки тротуарной плитки или как минимум фото и видео её работы многие жители современных городов уже видели, но не все знают, что у этого аппарата есть ещё более необычный "родственник" — укладчик кирпичей.
Роботизированный укладчик кирпичей Hadrian 105 настолько прост в эксплуатации, что работает без операторов. За 1 час он выкладывает 225 кирпичей с точностью до полмиллиметра, в разы превышая скорость работы каменщика высокой квалификации . С технологической точки зрения автоматизированный укладчик кирпичей — это манипулятор с гидравлическим приводом, установленный на шасси требуемой грузоподъёмности.
Машины для пересадки и уничтожения деревьев
Это тоже два разных вида спецтехники, машины для двух противоположных задач, но мы решили объединить их в одну группу, так как оба аппарата предназначены для работы с деревьями.
Машина для пересадки взрослых деревьев наиболее гуманна по отношению к профессионалам, облагораживающим наши улицы, так как работа, которую она выполняет, человеку просто не под силу.
По сути это грузовик с платформой, оснащённый устройством для выкапывания, переноски и вкапывания большого, взрослого дерева. Ножи этого устройства образуют ковш и обхватывают дерево вместе с корневой системой и землёй вокруг, подобно цветочному горшку. После выкапывания дерево прямо в этом "горшке" укладывается горизонтально — на платформу, а по приезде на новое место, "горшок" поднимает его обратно в вертикальное положение и буквально втыкает на новое место.
Максимальная длина дерева, которое можно пересадить, зависит от конкретного агрегата и длины его ножей захвата.
Когда нужно более радикально решить проблему с деревом, от которого решили избавиться, используется специальный шреддер, а точнее — мульчер. Мульчеры служат для полного уничтожения любой растительности, в том числе кустарников и деревьев, измельчая рабочий материал как шредер для бумаги ненужные документы или неудачное фото.
Мульчер для утилизации древесины в секунды превращает деревья в опилки без участия лесорубов. Устройство устанавливается на ковш эскалатора или на сельскохозяйственную технику. Применяется для подготовки просек под линии электропередач, при прокладке нефте- и газопроводов, строительных площадок в лесной местности, недоступной для проезда другой техники.
Мульчеры для уничтожения травы и вовсе могут управляются — подобно бытовой газонокосилке, разве что размеры их намного больше.
Воротный разрушитель
Когда речь заходит о спецтехнике для разрушения зданий, в первую очередь мы вспоминаем гигантский автокран или экскаватор с гирей ("бабой") на стреле, бьющей по стене во время работ по сносу строения. Однако существуют и устройства, разрушающие в горизонтальном положении, — воротные разрушители, использующиеся, к примеру, при демонтаже дорожного покрытия или взлётных полос.
Ворота крепятся к грузовику. Принцип их работы схож с гильотиной. Широкое многотонное лезвие опускается на поверхность с высоты нескольких метров с определённым шагом, делая надрезы в дорожном покрытии.
В отличие от упомянутой выше спецтехники воротному разрушителю нужен "напарник", в роли которого может выступать карьерный погрузчик. Зубья его ковша впиваются в надрезы, сделанные на полотне разрушителем, и он, можно сказать, счищает подготовленное покрытие.
Две амфибии: шнекоход и земснаряд
Шнекороторный вездеход или шнекоход — это тип вездехода с большими полыми шнеками вместо колёс или гусениц. Благодаря такой конструкции вездеход может двигаться по топкой грязи или воде и делать это даже боком. Шнекоход не является универсальным, так как при попадании на твёрдый грунт становится неэффективным, зато при пересечении болотистой местности ему нет равных.
По сути шнекоход — это вездеходная платформа, на которую сверху можно установить другое спецоборудование, например, подъёмный кран или насосную систему.
Сегодня хорошо известны шнекоходы Mud Master, которые серийно выпускает австралийская компания Residue Solutions, работают они преимущественно на оросительных станциях и территориях затопляемых сельскохозяйственных угодьях. В свою очередь производством небольших грузовых шнекоходов-амфибий занимается голландская фирма Eco Dredging Ltd.
Однако вездеход на шнекороторном движителе — это далеко не самое современное техническое решение. Считается, что самый первый шнекоход был изобретён в 1868 году Якобом Моратом. История шнекороторных вездеходов в России берёт отсчёт с момента получения патента на шнековые сани изобретателем Ф. Дерингтом в 1900 году. В эпоху СССР выпуском шнекоходов занимался и ЗИЛ, его первенцем на этом поприще стал ШН-67 «Шнек» 1967-го года.
Более футуристичный вариант машины-амфибии — земснаряд. Внешний вид земснаряда-амфибии столь непривычен, что без фото не сразу поддаётся описанию. По твёрдой поверхности машина передвигается при помощи трёх стабилизированных колёсных «ног», а на воде держится за счёт своей плавучей платформы. Кабина, оснащённая обратным ковшом, может двигаться на все 360 градусов. Именно такую спецтехнику выпускает американская компания «Aquarius Systems». Это изобретение служит для очистки узких каналов, заболоченных берегов и других почти непроходимых мест, где сочетаются две стихии: вода и суша.
Транспортно-отвальный мост
Транспортно-отвальный мост Overburden Conveyor Bridge F60 — самая большая из машин, которые способны на самостоятельное передвижение. Полкилометра металлических ферм, конвейеров, кабинок, лестниц и других деталей, установленных на рельсовые передвижные тележки. Вес этой гигантской конструкции составляет 13600 тонн.
5 таких моделей было построено производственным комбинатом TAKRAF с 1969 по 1991 год. 4 из них задействованы в угольных карьерах Германии, а пятый превратился в музейный экспонат.
Фото: img.directindustry.com.ru
Это самоходный автоматизированный агрегат, обеспечивающий транспортирование вскрышных пород по кратчайшему пути — от экскаваторов во внутренние отвалы карьеров. То есть устройство машины позволяет транспортировать грузы по конвейерам моста в процессе получения доступа к полезным ископаемым под слоем "бесполезной" породы.
Если посмотреть на фото F60, сразу становится понятно, почему этот ярчайший образец самой необычной и интересной спецтехники в мире получил прозвище "лежачая Эйфелева башня".