Реэкспорт товара — это прежде всего вывоз из страны ранее ввезённой в неё продукции с целью более выгодной перепродажи в других странах, однако подразумеваться под этим понятием может целый ряд схем транспортировки товаров, и не только легальных.
Прямой и косвенный
Реэкспорт бывает прямой, косвенный и сборный. Прямой — когда товар останавливается в государстве-реэкспортёре. В случае с косвенным реэкспортом груз сразу уходит в третью страну. Сборный реэкспорт выглядит следующим образом: детали изготовляются на территории разных государств, а их сборка в сам продукт проходит на территории третьего.
Таможенная процедура
Также реэкспортом в России принято называть таможенную процедуру реэкспорта, когда импортёр отправляет товар назад — в страну, из которой тот прибыл, а таможня при этом возмещает уплаченные на него пошлины и НДС. Процедурой реэкспорта товаров в таком виде можно заняться в течение года с момента закрытия процедуры импорта. После запуска этого реэкспорта товар должен быть отправлен назад в течение 4-х месяцев. Импортёр уведомляет о возврате поставщика, оформляет документацию, грузит продукцию на отправку, следит за тем, чтобы груз выехал из его страны "на родину". Таможенный сбор, логистические и транспортные расходы в таком случае не компенсируются.
Серый реэкспорт
Самый показательный пример "серой" схемы процедуры реэкспорта товаров в современной России — покупка автомобилей в Казахстане на фоне санкций.
Как сообщает портал "Китайские автомобили.РФ", сегодня в РК звучат опасения, что скоро из "россияне вывезут все автомобили" из Республики. Местные дилеры отмечают: ввиду возникшего ажиотажа в Казахстане возникает нехватка не только автомобилей на рынке, но и автовозов, так как они массово задействованы в "сером вывозе" авто из Казахстана в РФ.
Дело в том, ценник на одну и ту же модель авто в столицах России и Казахстана может разниться примерно в 1000000 рублей. Допустим, кроссовер Chery Tiggo 8 Pro в РФ можно приобрести за 3239900 рублей, а в Казахстане — за 15,9 млн тенге, что ближе к двум миллионам рублей. Купить напрямую автомобиль у дилера в РК россиянину не удастся, потому что обычно дистрибьюторами запрещается параллельный экспорт, в том числе это касается и упомянутого выше Chery. Но предприимчивые казахстанцы по предварительной договорённости выступают в роли покупателей, производя "таможенную чистку", после чего как бы сразу продают авто россиянам, получая за свои услуги около 50 000 рублей.
Чтобы сэкономить миллион, россияне готовы пренебречь гарантийным обслуживанием, на которое можно не рассчитывать при покупке по этой схеме.
Сама "серая процедура реэкспорта" выглядит примерно следующим образом. В автосалоне машина оформляется на человека с паспортом Казахстана. Затем заинтересованное лицо из РФ вместе с подставным покупателем направляются в местный отдел ГИБДД, чтобы сняться с учёта. Далее оформляется купля-продажа и прочие документы. Если гражданин Казахстана состоит в браке, нужно также получить заявление о том, что второй супруг не возражает насчёт продажи семейного имущества.
"Первоначальным покупателем выступают казахстанские граждане, ну, формально. Мы выплачиваем все таможенные пошлины в Казахстане. Оплачиваем все эти портовые услуги, потом ставим автомобили на автовоз и везем их в Россию", — раскрывает секрет в эфире телеканала «Астана ТВ» человек, представившийся "консультантом по покупке авто". По его словам, с начала лета он поучаствовал в перегоне 50-ти машин по данной схеме.
Как отмечает издание "Китайские автомобили", пока одни казахстанцы осваивают актуальную модель лёгкого заработка, другие сталкиваются с дефицитом, не успевая купить желанное авто и выстраиваются в очереди.
"Казахстан становится своего рода автомобильным хабом. Правда, в самой Республике этому не очень рады. У дилеров очереди, казахстанцам не хватает авто, перекупы забирают часть и нет регулирования на законодательном уровне. Продавец, даже догадываясь о целях покупателях, отказать не вправе. А у нас в итоге идёт негатив от общества, что люди из-за этого не могут покупать машины", — комментирует ситуацию собеседник "Китайских автомобилей.РФ".
Наибольшей трудностью в этой системе автомобильного реэкспорта, которую подчеркнул эксперт, как ни странно, стало отнюдь не общение с таможенниками и таможенные процедуры, а конвертирование рублей в тенге: "В российских банках в отличие от казахстанских курс обмена валют часто крайне низкий — иногда вдвое ниже официального. Из-за этого может теряться вся выгода."
Ответный запрет
Страны Евросоюза и партнёры, вставляют палки в колёса реэкспорту в Россию, но правительству РФ тоже есть чем ответить. По мнению политолога Дмитрия Леви, Россия может ввести мораторий на реэкспорт своих углеводородов, который будет действовать по принципу маркировки нефти, угля, газа и т.д.
"В случае принятия такой меры экспортировать российскую продукцию можно будет только в конкретные страны, но не дальше, что сделает невозможным поставки углеводородов в составе различных смесей", — заключил политолог, общаясь с журналистом новостного издания News.Ru.