В свете последних геополитических событий существенно увеличилось количество автомобильных грузоперевозок из Турции в Россию, поскольку эту страну стали ещё и использовать как обходной путь для связи РФ и Европы.
Многие ритейлеры российского рынка стали активнее закупать продукты в Турецкой Республике. Можно сказать, доставка грузов из Турции в Россию за счёт санкций Евросоюза получила новое дыхание.
Но поскольку общей границы у РФ и Турецкой Республики не существует, грузоперевозчики, осуществляющие перевозки из Турции, столкнулись с новыми вызовами, спровоцированными резким увеличением грузопотока на этом маршруте, что затруднило таможенное оформление.
Бутылочное горлышко
Сухопутным погранпереходом, связывающим Россию и Европу с Грузией, Арменией и странами Персидского залива, является пропускной пункт Военно-Грузинской дороги — «Верхний Ларс». Именно он стал «бутылочным горлышком» в потоке автомобильных грузоперевозок из Турции, а также сопредельных государств в Россию.
К началу этого лета тысячи грузовиков стали регулярно выстраиваться здесь в очередь, прежде чем попасть на территорию Российской Федерации, которые могли растянуться по времени — от 4-х до 20-ти дней. По данным экспертов, пропускная способность КПП оказалась превышена в 7-8 раз. В связи с этим существенно увеличились сроки поставки товаров, а стоимость автомобильных грузоперевозок из Турции в Россию выросла в 2-3 раза.
Минэкономразвития России успокоило перевозчиков, сообщив, что для увеличения пропускной способности на КПП Верхнего Ларса с марта 2021 ведутся работы по его реконструкции, а к третьему кварталу 2022 года они должны быть завершены.
Уже в мае говорилось, что к июлю этого года появится двенадцать полос, а декабрю – ещё двенадцать. В итоге суммарное количество полос на реконструированном «Верхнем Ларсе» должно разрастись до тридцати девяти.
Ожидается, что после этого общая пропускная способность КПП «Верхний Ларс» будет равна 2500 ТС в сутки, а потенциальная пропускная способность приблизится к 4000. Основные строительные работы должны быть завершены до конца года, а полную модернизацию мы увидим в 2023-м. Таким образом, перевозки из Турции могут развернуться до рекордных масштабов, но это пока только в перспективе.
Министр территориального управления и инфраструктур Армении Гнел Саносян также заявил: «Для решения транзитной проблемы на КПП в Верхнем Ларсе планируется создать дополнительный пропускной пункт и предусмотреть преференции для перевозчиков из государств ЕАЭС».
Директор Департамента гос. политики в области обустройства пунктов пропуска через гос. границу Министерства транспорта РФ Михаил Кокаев отметил: работа над усовершенствованием пункта пропуска Верхний Ларс началась ещё в прошлом году. Причём пропуск ТС из-за собственно реконструирования не останавливали даже на день. Да, такая политика немного замедлила процесс самой реконструкции, однако это дало возможность — не блокировать главный наземный коридор для грузоперевозок из Турции в РФ.
Целями реконструкции изначально было увеличение пропускной способности КПП и укрепления транзитного потенциала транспортного коридора «Север-Юг», который, как отмечают в Минтрансе, является знаковым для юга страны объектом транспортного сообщения. Известно, что с целью сокращения срока модернизации был принят ряд уникальных решений, направленный на опережающий ввод в эксплуатацию полос для движения легкового транспорта.
По словам Кокаева, на сегодня специалистами были проложены необходимые коммуникации, установлены кабины паспортного контроля и оборудованы новые рабочие места для сотрудников государственных контрольных органов:
«В настоящее время на объекте задействовано 125 человек и 15 единиц строительной техники. Завершаются работы по устройству каркасов стен новых зданий и сооружений, устройству инженерных сетей, смонтированы навесы для досмотра легкового транспорта, построено здание кинологической службы и выполняются работы по прокладке инженерных сетей, монтаж металлоконструкций, кладка стен, благоустройство территории», — опубликовало комментарий представителя Минтранса издание «Транспорт России» в статье от 21-го июля.
ЧП в Верхнем Ларсе
В последние недели отмечалось улучшение ситуации при прохождении «Верхнего Ларса» автомобилями, совершающими перевозки из Турции, но от коллапсов, связанных с чрезвычайными ситуациями, перевозчики оказались не застрахованы.
30-го июля дорогу Мцхета-Степанцминда-Ларс, а соответственно и въезд на территорию Российской Федерации, закрыли из-за трагедии, происшедшей близ границы. Процесс перевозки из Турции вновь оказался под ударом, и на этот раз уже не по причине политического кризиса.
29 июля в окрестностях «Верхнего Ларса» потерпел крушение и разбился вертолёт грузинской пограничной полиции. В свою очередь машина МИ-8 работала в рамках операции по спасению дельтапланеристов, потерпевших крушение, ранее в Гудаури. Вертолёт должен был доставить врачей центра экстренной помощи Минздрава и спасателей из службы управления чрезвычайными ситуациями МВД Грузии из Тбилиси к месту происшествия. Авария произошла возле первого тоннеля трассы, связывающей Гудаури с Коби. В результате чрезвычайного происшествия все члены экипажа погибли, их было восемь человек.
Ограничение движения было введено на 94-м км центральной автомагистрали Мцхета-Степанцминда-Ларс в Гудаури, где случилась авиакатастрофа. Транспортировка груза была приостановлена.
Пока что неизвестно, насколько это ЧП затруднит доставку Груза из Турции в Россию в ближайшее время, однако, по логике, в долгосрочной перспективе препятствовать такому процессу, как перевозки из Турции, данная чрезвычайная ситуация не сможет.
Море-море
Россию и Турцию также связывают ещё и морские пути, однако и с ними не всё просто. Транспортировка грузов здесь также пострадала из-за санкций.
К концу весны доставка грузов из Турецкой Республики в РФ морским путём, а именно — в сегменте контейнерных грузоперевозок, столкнулась с задержками обработки и выдачи пустых контейнеров в связи с тем, что Maersk, MSC и другие контейнерные линии перестали направлять своё оборудование в Россию. В результате на маршруте «РФ-Турция» работали только 3 оператора: Arkas, Admiral и Akkon и вместимости их флота не хватило для того, чтобы наладить морские перевозки из Турции в полноценном объёме.
Литовский кризис
Более того, доставка груза из Турции не единственное больное место для транзита в РФ.
18 июня Литовские железные дороги отказались пропускать поезда с санкционкой в Калининград, а в 20-х числах Литва уже ограничила автомобильный транзит грузов в Калининград — также под предлогом исполнения санкций, введённых Евросоюзом. Таможенное оформление для российских перевозчиков здесь стало недоступно.
И как только российские перевозчики нашли обход для перевозки транзитного груза через пункт пропуска Мядининкай на белорусско-литовской границе, литовская таможня начала разворачивать автопоезда на этом направлении, в результате и здесь образовалась огромная очередь из сотен фур, а время ожидания проезда растянулось до 32-х часов.
Литовские власти открыли въезд в РФ лишь через месяц и то с рядом ограничений, однако сейчас таможенное оформление для грузоперевозчиков из РФ вновь находится под угрозой срыва.
Банк «Шяуляй», обслуживающий транзит грузов через Калининградскую область, отказывается работать с РФ и уже к 1 сентября сотрудничество должно быть расторгнуто. Транзакции в российских рублях и вовсе могут прекратиться 15-го августа. Невозможность оплаты проезда приведёт к тому, что транзит опять остановится.
По словам калининградского губернатора Антона Алиханова, меры для недопущения этой проблемы предпринимаются Администрацией. А временный поверенный в делах России в Литве Сергей Рябоконь в свою очередь сообщил о ноте протеста, направленной этой стране.
С самого введения ограничений Литвой на проблему обратили внимание и в МИД РФ. В частности, Мария Захарова угрожала Литве и Евросоюзу введением жёстких ответных мер со стороны Российской Федерации, если транспортировка груза не вернётся на прежний уровень.
Причём на этот раз использовать таможенное оформление через Белоруссию для обхода санкций не получится, так как в отношении этой Республики банк «Шяуляй» вводит аналогичные меры.