← Дзен

«И рыбку съесть, и в долги не залезть»: специфика перевозки скоропортящихся грузов по России

Фото: carsaround.ru

Перевозка скоропорта – испытание для транспортных компаний и грузоотправителей. Такой вид груза более восприимчив к повреждениям на любом из этапов транспортировки.

Ошибка в выборе температурного режима, неправильная упаковка, задержка в пути и поломка рефконтейнера могут привести к непоправимым повреждениям товара и убыткам.

Расскажем, по каким параметрам выбирать транспорт для скоропорта,  раскроем секреты от перевозчиков и сравним, сколько стоит доставка на самолёте, автомобиле, по железной дороге и морем.

Процесс и правила перевозки

Чтобы подготовить скоропортящийся груз к транспортировке, нужно выполнить ряд жестких требований.

Отправителю необходимо подготовить следующие документы:

  • товарно-транспортную накладную;
  • сертификат о соответствии стандартам качества;
  • разрешение санитарно-гигиенической службы;
  • для продукции животного происхождения – ветеринарный сертификат;
  • для продукции растительного происхождения – фитосанитарный сертификат;
  • лист контроля температуры. Он заполняется в процессе доставки груза к транспорту, в момент загрузки и по прибытии в место назначения.

В зависимости от транспорта, на котором будет перевозиться груз, список документов может быть расширен.

Перед отправкой груз взвешивается и упаковывается. На упаковку клеятся наклейки о направлении погрузки. Паллеты и ящики с товаром сортируются в зависимости от требований к температурному режиму.

При перевозке скоропортящихся грузов строго соблюдается товарное соседство: лекарства и цветы перевозятся раздельно, продукты питания сортируются и комплектуются в зависимости от их свойств: требованиям к температуре, по специфичности запахов, сроку хранения и т.д.

Поставщик Бесо делится наблюдением: «Некоторые продукты нельзя совмещать друг с другом. Допустим, если в паллете будет малина или клубника, то шампиньоны «сгорают» за 9 часов, пока летят на Дальний Восток. Когда открывают ящик, идет пар, грибы становятся непригодны».

Исходя из предельного срока хранения скоропортящегося груза, отправитель выбирает оптимальный транспорт.

Авиаперевозки: небольшие партии груза, дорого, быстро

Скорость доставки для многих товаров имеет первостепенное значение. Свежие цветы, морепродукты, спелые фрукты и органы для трансплантации до многих точек мира просто невозможно доставить ничем иным, кроме самолёта. К примеру, один из сезонов шоу «Холостяк» собирались снимать в Занзибаре, но оказалось, что на острове не растут живые розы, традиционно необходимые для церемоний. Единственный способ еженедельной доставки свежих цветов – самолетом, оказался дороже полного цикла съёмок. Пришлось выбрать другую страну.

Об авиаперевозке фруктов рассказывает генеральный директор компании «Карготехнологии» Сергей Высоцкий: «Персики – один из самых скоропортящихся продуктов. Авиаперевозка таких грузов осуществляется, как правило, прямыми рейсами. Но из Краснодара до Камчатки нет прямого рейса, поэтому приходится через Москву. Грузоотправитель оплачивает кроме авиаперевозки  (в среднем, 80 руб/кг) следующие услуги:

доставку до терминала (20 руб/кг) + хранение (10 руб/кг) + терминальные услуги (28руб/кг) + упаковку 10 руб/кг + разгрузку (2 руб/кг) + доставку до клиента (15 руб/кг).

Доставка одного килограмма персиков обойдется в 165 рублей. То есть при себестоимости 220 руб/кг, на Камчатке персики стоят уже по 385 руб/кг. И это без наценки магазина, которому тоже нужно иметь прибыль».

Стоимость авиаперевозки напрямую зависит от территориальной удаленности. К примеру, тариф на направление Москва – Анадырь: 295 руб. за кг, Москва – Саранск: 55 руб. за кг (тариф от 27.07.22 с сайта транспортной компании). Минимальный оплачиваемый вес — 30 кг.

Несмотря на высокую стоимость, авиаперевозки набирают популярность за скорость и надёжность.

Перевозка авто: небольшие партии груза, дешево, быстро

Для доставки скоропорта автомобилем используются рефрижераторы  и рефконтейнеры.

Температурные данные оговариваются с логистами при заявке на перевозку. После подтверждения рефрижераторный полуприцеп проходит контроль: проверяют электротэны, испаритель, вентилятор конденсатора, датчики, компрессор и тд. Также авторефрижераторы должны проходить полную санитарную обработку грузового отсека перед каждой поездкой. После проверки настраивают температуру, влажность, и только после этого контейнер отправляется на погрузку

Скоропорт доставляется автомобильным транспортом чаще с производств до мест потребления/продажи. В редких случаях возможна транспортировка на дальние расстояния. К примеру, часть овощей и фруктов в Россию завозят грузинские и армянские фуры. В июне 2022 года рефы со скоропортящимся грузом стали запускать через российско-грузинскую границу без очереди. По маршруту можно пройти за пару дней, хотя прежде на это уходило не меньше 3 недель.

По словам дальнобойщиков, есть исключения, в том числе с российской стороны – рыбу и цветы в ускоренном режиме не пускают, хотя их срок хранения – 10 дней. А стоять в общей очереди нет смысла — груз не довезут. Машины разворачиваются на границе и едут обратно.

По данным страховой компании ТТ Club, треть проблемных доставок автомобилем приходятся именно на перевозку скоропорта. Почти 30% этих происшествий связаны с недопониманием в логистической цепочке (перепутали время/место/дорогу), еще 23% — с ошибками при установке температуры, а 25% приходится на неисправность или повреждение холодильного оборудования.

Руслан Славгородцев, водитель-международник, даёт несколько советов, чтобы избежать проблем в перевозке скоропорта.

  1. Температурный режим нужно выставить за час до приезда на загрузку, чтобы приехать с готовой температурой.

  2. Заблаговременно позаботьтесь о заправке рефа, бак должен быть полным.

  3. Лично проверяйте температуру груза на загрузке. Если вы должны перевозить пельмени в глубокой заморозке, а они не заморожены, реф вам не поможет. Вы привезете испорченный товар и вам придется платить.

  4. Будьте осторожны с «горячим грузом» – луком и картофелем. В среднем температура такой доставки +10/+12, но их грузят летом на фермах и складах летом в +30. Не выставляйте сразу t +10 градусов, иначе  холодильная установка будет стараться его заморозить, первые 2-4 паллета пойдут под сильную заморозку и груз просто на выброс. Остальные паллеты будут тлеть, скинуть температуру внутри будет невозможно. Реф не будет выключаться, будет большой расход топлива. Главный нюанс – начинаем скидывать температуру постепенно, по 2 градуса в час до температуры, которая указана в тз.

  5. Имейте провода для прикурки, чтобы вы могли запустить свой реф от автомобиля, если сел аккумулятор — чтобы не получилось, что вы погрузились, а он выключился.

Перевозка скоропорта автомобилем сопряжена с рисками порчи и хищения товара, поломки оборудования. Однако этот вид транспорта выбирают за возможность доставки «дверь-дверь» и менее строгий регламент транспортировки.

Перевозка жд и морем: большие партии груза, дешево, долго

Перевозка скоропортящихся продуктов железнодорожным и морским транспортом предпочтительна в случае, когда груз перевозится на большие расстояния и менее прихотлив к сроку хранения. К таким относятся замороженные мясо и рыба, концентраты соков, масло, неспелые фрукты и др.

По железной дороге груз перевозят в изотермических вагонах (рефрижераторах и термосах) в зависимости от технологических требований и времени года.

У доставки скоропорта по жд есть понятие сезонности. К примеру, мясные консервы везут зимой до 30 суток, а летом до 15. Маринованные грибы и капусту в бочках можно возить только весной и осенью.

Максимальный срок на перевозку скоропорта по жд – 30 суток. В том числе из-за длительной доставки «Каждый второй скоропортящийся груз по железной дороге перевозят с нарушениями температурного режима», — рассказал Алексей Барыкин, партнер компании GRT Consulting. Однако это не мешает железнодорожному транспорту быть востребованным в сфере перевозок скоропортящихся грузов из-за вместимости и дешевизны.

Водный транспорт перевозит скоропортящиеся грузы в огромных объемах. Перевозка осуществляется на специальных суднах-рефрижераторах либо в контейнерах рефрижераторного типа. Рыбу и морепродукты на судне не только транспортируют, но и замораживают/охлаждают. Особое внимание уделяют укладке и закреплению грузов на случай сильной качки.

Доставка скоропортящихся грузов морем — это сложная логистическая услуга. Нужно учесть не только особенности товара, но и ориентироваться на международные нормы и национальные стандарты. Скажем, картофель перевозится при температуре +10/+12 и по правилам перевозки Европейского Союза относится к скоропорту, а в России не относится. Но везти придется с соблюдением норм тех стран, через которые идёт товар.

Алексей Долгополов, логист транспортной компании, комментирует: «Морская доставка – это долго по времени, минимальный срок при положительных проходах на всех этапах – 35 дней. Скоропорт – особенный вид груза, при котором ошибка на одном из этапов и при оформлении – смертельна для товара. Мандарины могут простоять две недели, а вот помидоры переморозятся и потеряют товарный вид».

Перевозка скоропорта морем и по железной дороге сложна тем, что этот транспорт не мобилен: необходимо подстроится под расписание и заблаговременно оформлять документы, что увеличивает срок доставки. К тому же, придется задействовать дополнительные средства передвижения для транспортировки груза в порт/на станцию и оттуда до точки назначения. Что переводит доставку в разряд смешанной и утяжеляет логистику.

Во сколько обойдется перевозка

Для наглядности рассчитаем перевозку пяти тонн замороженных пельменей из Москвы в Иркутск  (5130 км) на разных видах транспорта.

За доставку самолётом возьмут 550 600 рублей, перевозка займёт 1 день.

По железной дороге напрямую через РЖД – 140 200 рублей, уложатся в 10 суток.

Перевозка автомобилем зависит от выбора загрузки: догрузом будет стоить 173 000 рублей, выделенным транспортом – 215 000 рублей. Доставят за 6 суток.

Транспортировку морем посчитаем по международному тарифу, учитывая, что в Москве и Иркутске моря нет. Судно-реф, следующее из Санкт-Петербурга в Марокко (≈5000 км), перевезет груз за 125 000 рублей, транзитное время пути – от 35 дней.

Перевозить скоропорт по железной дороге и морем долго, а потому опасно – груз может попросту не доехать. Авиалинии за такую услугу выставляют внушительные счета. Доставка автомобилем подвержена рискам из-за человеческого фактора. Однако ни один из видов транспорта не остался без заказчиков. На каждую задачу – свой оптимальный перевозчик.

Екатерина Бирюля