← Дзен

На какой стадии внедрения находится ЭДО в логистике?

На прошедшей в Москве с 6 по 9 июня «Неделе Российского Ритейла» обсуждался электронный документооборот. Успехами и планами на будущее поделились операторы ЭДО, представители логистического рынка и ФНС.

В первый день мероприятия прошла экспертная сессия на тему «ЭДО в новых реалиях». В качестве экспертов на ней выступили представители ФНС России, Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики, страховой службы, оператора фискальных данных «Такском» и другие.

На сессии обсуждались нововведения в области ЭДО, внедрение ЭТРН (электронная транспортная накладная), а также эффективные решения и соблюдение требования законодательства.

Заместитель начальника управления электронного документооборота ФНС России Илья Присяжнюк сообщил о появлении двух форматов электронных доверенностей. Первая связана с электронными госзакупками (B2G). В ней используются удобные xcml-сообщения о полномочиях, которые отправляются в налоговый орган сразу с электронной подписью. Также эта доверенность позволит сдавать отчетность моментально с подписью уполномоченного. Вторая доверенность предназначена для бизнеса, для взаимодействия контрагентов в соответствии с 63 ФЗ. Она не предусматривает возможность передоверия и может быть подписана только ключом генерального директора, что для крупного бизнеса вызывает крайние неудобства.

Также по словам представителя налоговой службы сейчас вносятся правки в 63 ФЗ по передоверии машиночитаемой доверенности (МЧД). Универсальный формат позволяет использовать ее как с помощью нотариуса, так и без него. В целом МЧД вводится на добровольной основе с марта, а в обязательном порядке — с 2023 года. В конце 2021 года служба выпустила электронную транспортную накладную, которая автоматически передается в информационную систему Минтранса.

Готовятся следующие документы: акт сверки взаимных расчетов для бухгалтеров и расходный орден на заправку воздушных судов, по которому ведется русификация международного формата. Продолжаются работы по трансграничному ЭДО, участниками выступают Беларусь и Армения. В планы на 2022 год входят следующие документы: внутренний авансовый отчет, путевой лист, гарантийное письмо, прейскурант, счет на оплату, УПД, УКД, а также обновление транспортной накладной.

По словам Ильи Присяжнюка продолжается реформа ЭП по 476 ФЗ. С 2022 года выдача ЭП производится первым лицам организаций от государственных удостоверяющих центров:

  1. ФНС РФ – выдают всем генеральным директорам, организациям и ИП;
  2. Удостоверяющие центральные банки РФ – выдают первым лицам финансовых организаций;
  3. Федеральное казначейство – выдает ключи государственному сектору

— Приказом Минтранса от 25 мая 2022 года №200 был утвержден порядок включения юридических лиц в реестр операторов информационных систем электронных перевозочных документов и исключения из него. Он вступает в силу с 1 сентября 2022 года, — отметил Илья Присяжнюк.

Так использование единой системы электронных перевозочных документов позволит заказчикам и перевозчикам упростить бизнес-процессы и снизить издержки, а органам власти – автоматизировать административные процедуры и проверки.

В результате увеличится скорость доставки товаров и грузов, предприятия смогут быстрее организовать цепочки поставок. Правительством в конце прошлого года была принята одна из главных задач Транспортной стратегии до 2030 года — перевод перевозочных документов в электронный вид.

Исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики Ольга Федоткина поделилась темой цифровизации в логистике. Она сообщила о курируемом проекте, который связан с развитием государственной информационной системы электронных перевозочных документов и внедрением электронного документооборота на транспорте.

— Приоритетная задача до 2024 года — перевод всех документов по транспорту, в том числе и транспортной накладной, в электронный вид. Был подготовлен первый пул документов. С 1 сентября планируется запустить совместно с ФНС и крупнейшими операторами ЭДО: электронную транспортную накладную, электронную сопроводительную ведомость и электронный заказ-наряд. Вся нормативная база для запуска этого пула готова. С 1 марта запускается второй пул электронных перевозочных документов, который включает в себя электронный путевой лист, электронный договор фрахтования и электронную заказ-заявку, — прокомментировала Ольга Федоткина.

По словам представителя Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики, электронный путевой лист с точки зрения бизнеса тесно связан с новыми технологиями медицины и удаленного медосмотра. С целью исключения дублей задача должна объединить усилия не только Министерства транспорта РФ, Федеральной налоговой службы, но и Министерства здравоохранения.

— В целом ЭДО сейчас для транспортно-логистических компаний дает возможность более оперативно получать взаиморасчет, — отметила Ольга Федоткина.

На сессии также обсуждался вопрос внедрения полноценного электронного документооборота в мобильных приложениях.

В мероприятии принимал участие руководитель проектов и интеграционных решений «Такском» Сергей Жуков. Он рассказал про нововведения в компании, а также отметил, что в настоящий момент на передовую выходят новые сервисы, где есть возможность использовать электронный документооборот в интерфейсе мобильного приложения.

— Одной из самых передовых компаний в этом плане выступает компания LogoSoft с ее платформой —транспортной экосистемой Vezubr. Мы ведем переговоры с Vezubr по вопросу перехода платформы на полноценный ЭДО. Сейчас есть готовые тестовые прототипы и решения на тестовых контурах, — отметил Сергей Жуков.

— В настоящий момент платформа является одним из самых передовых IT-решений в области управления перевозками. В системе уже реализован обмен сканами всех транспортных, товарных и бухгалтерских документов в онлайн-режиме. Это стало возможно, в том числе за счет функциональности Smart мобильного приложения. Например, приема-сдачи ТМЦ, управления маршрутом и документооборотом и т.д. В ближайшее время планируется внедрить юридически значимый безбумажный документооборот, включая, но не ограничиваясь ЭТрН, экспедиторской распиской, путевым листом и т.д. Вся инфраструктура к полному переходу на безбумажный документооборот (или как его еще называют ЭДО) уже готова. Планируем приступить к пилоту юридически значимого безбумажного документооборота со Сберлогистикой с июля этого года, — прокомментировал представитель Vezubr Кирилл Борундаев.

Ранее экосистема Vezubr общалась с разработчиком сервиса для оцифровки юридически значимого документооборота, компанией «Калуга Астрал». С 4 марта 2019 года компания стала официальным партнером системы управления грузоперевозок Vezubr. По словам руководителя проектов «Калуги Астрал» Александра Новосельцева, партнерство с VEZUBR  — хорошая возможность единовременно развернуть на полную мощность весь спектр своих ИТ-продуктов.

Таким образом, будущее Vezubr за юридически значимым безбумажным документооборотом, что позволит в большей степени выделить его среди конкурентов и повысить ценность продукта.