← Дзен

Сделано в России: новый шарнирно-сочленённый самосвал отечественного производства проходит испытания

youtube.com

Иван Зенкевич побывал за рулём необычной машины и рассказал о своих впечатлениях.

Тонар-7507 — это полноприводный шарнирно-сочлененный самосвал. Машина была представлена весной 2021 года, а недавно стало известно, что изготовитель приступил к ходовым испытаниям новинки и в будущем намерен производить несколько десятков таких машин ежегодно.  

Самосвал необычной конструкции пригодится на земляных работах, на угольных карьерах и ГОКах: на дороги общего пользования путь тяжеловесу по понятным причинам заказан.

Отличительная черта новинки — высокий уровень локализации: большая часть узлов, в том числе и двигатель, доступный в одной из двух комплектаций, производятся в России. 

В середине апреля новый самосвал опробовал в деле энтузиаст коммерческого транспорта, автор популярного YouTube-канала Иван Зенкевич. Приводим его рассказ без купюр.


— Если бы Кировский тракторный завод шёл по пути эволюции, он бы выпускал подобную технику. Ведь делали на Руси умельцы! А потом пальму первенства перехватили иностранцы. Отнять мы у них её не сможем, но вот листья точно пообрываем, — начинает свой рассказ Иван Зенкевич. — Отечественный, новый — с этого и хочется начать. Выглядит монументально, как и вся сегодняшняя техника компании «Тонар».


Шарнирно-сочлененная рама не нова, её использовали, например, итальянские производители тягачей во времена Великой отечественной войны, а затем и советские тракторные заводы — Харьковский (изготовленная там техника получила множество наград по всему миру) и Кировский.

«Тонар» тоже воспользовался этой хорошей, но трудной в исполнении идеей. В конструкции нового самосвала предусмотрено две полурамы — передняя и задняя. Передняя постоянно несет на себе нагрузку в виде мотора, кабины и «сердца» гидравлической системы.


Длина нового «Тонара» — 11,4 метра, ширина — 3,24 метра, высота — 3,82 метра. В топливный бак вмещается 550 литров дизеля. Капот открывается гидравлическим приводом. При необходимости (а вдруг что-то случится?) открыть его можно и вручную, но это довольно тяжело.

— Я восхожу наверх, чтобы показать вам двигатель, — говорит Иван Зинченко, взбираясь по лестнице, ведущей к кабине. — Cummins QSZ13, выпускаемый в КНР на СП Dongfeng. Рабочий объём 12981 см³. Мощность на максимуме — 450 л.с. при 1900 об./мин. Радиаторы ОТК — наши. Крышка капота — отечественная, стеклопластиковая. 


— Двигатель Cummins. «Фу, китайский! А где наши, не можете?» — задаётся вопросом Иван Зенкевич и тут же отвечает, — «Тонар» всё может! Турбодизельную V-образную восьмёрку рабочим объёмом 15 литров (такие же ставят на «Кировец») ЯМЗ-6585.


Передняя подвеска самосвала полунезависимая, с А-образной схемой рычагов на резинометаллическом шарнире с упругими элементами. Задняя же зависимая, балансирная, с реактивными штангами. Главная её особенность - применение резиновых упругих элементов. Это надежно, долговечно и недорого в эксплуатации. Самосвалы и автопоезда с такими подвесками уверенно работают в Сибири даже при морозах -60 градусов.

Заслуживают внимания покрышки: каждое колесо выдерживает нагрузку 11,5 тонн, и это не самый грузоподъемная модель из возможных.


Крутящий момент от мотора передается через раздаточную коробку на передний и задний мост. В череде задних карданов есть промежуточная опора.

— Перечислю, что в мостах отечественного производства: редукторы, бортовые редукторы, полуоси, фрикционы — короче, всё!


— Попадая в салон, конечно, задаёшься вопросом: где жидкокристаллические экранчики? Где россыпь диодных ламп и почему тут так самодельно? Чем навороченнее, тем дороже. Да, тут стрелочные приборы, да, всё простенько. Но при этом сидение с пневмоподвесом, кабина тоже на подушках с амортизаторами. Приборчики понятны: справа управление коробкой, клавиши света, вентиляция. Есть дополнительное сидение, чтобы девчонку покатать.


Иван Зенкевич отмечает, что кабина, в которой он находится — это опытный образец: она будет дорабатываться, меняться в лучшую сторону. Уже сейчас она отличается отличной обзорностью:

— Обзорность потрясающая, «лопухи» (зеркала заднего вида) огромные, я практически вижу, что под задней осью происходит! А если вы вдруг застрянете, останавливаетесь полностью — и включаете все существующие колесные блокировки.


Шарнирно-сочлененные машины по праву считаются самыми проходимым среди всей колесной техники. Их эксплуатируют там, куда невозможно заехать другим тяжелым грузовикам. Вскрыша залежей полезных ископаемых, подготовка площадок для добычи нефти или газа, прокладка дорог и трубопроводов. Короче, для движения по местности, которая не предполагает движения и вывоза чего-либо.

— Машина весит 32 тонны. Если загрузить 35 тонн, совокупный вес - 67 тонн. А если поставить более мощные покрышки, грузоподъемность вырастет до 47 тонн. Это я к тому, что конструкторы заложили запас прочности, — объясняет Иван Зенкевич.


Хорошей проходимости способствуют внушительный дорожный просвет (450 мм), большие колеса с ширкопрофильными шинами, механизмы блокировки межосевых и межколесных дифференциалов и, конечно, очень высокая маневренность.

— 11 метров, а вписываюсь в повороты достаточно неплохо. Два огромных гидроцилиндра уверенно сворачивают голову в нужную сторону. Что еще нужно знать? В кабине достаточно тихо, хотя передо мной огромный дизель, а за спиной практически вся гидросистема.

Кузов оснащен системой подогрева выхлопными газами. Вместимость — 20 кубов с горкой.


— На этом «Тонаре» нельзя ездить по дорогам общего пользования. По сути это огромный трактор, ему требуется только сертификат безопасности. И да, здесь установлена ГМП Allison 4500. Штатные тормоза интересные: маслопогружные, так называемого мокрого типа. Колесные тормозные диски погружены в масляные ванны. Говорят, надежные и долговечные, я не знаю, с такими не сталкивался. Но принцип понятен, это замкнутая система, в которую не попадают ни пыль, ни грязь, ни вода. Нажатием на педаль тормоза ты отправляешь масло под давлением, которое сжимает фрикционные диски. А еще эту систему называют «сопливой».

Мотор и коробку передач для «Тонара» делают иностранные производители, но многие другие важные детали производятся в России. Среди них — передняя и задняя рамы, механизм сочленения, передняя платформа и кабина (в скором времени её дооснастят козырьком кузова или защитным каркасом).

— Ещё в машине из нашего: корпусное литье, шестерни, тормозные диски, пластик. А то, чего у нас не производят, начнут производить в скором времени, уж поверьте! — утверждает Иван Зенкевич.


Фото: скриншоты youtube.com