← Дзен

Магистральные перевозки: что это такое и причём тут Алиэкспресс

stature-rb.ru

Что значит «магистральная перевозка»? Это понятие нередко встречается в СМИ и в пресс-релизах транспортных компаний, но чёткого общепринятого определения у него нет.

Если речь идёт об автомобильном транспорте, то чаще всего магистральными перевозками называют межрегиональные перевозки на средние и большие расстояния.

Магистральные перевозки: особенности и специфика

Магистральные перевозки предполагают длительные рейсы: это значит, что водителю придётся провести в машине несколько дней, а возможно и недель. Следовательно, машина для таких перевозок (магистральный тягач) должна быть оснащена спальником, а кроме того — различными удобствами: ящиками для личных вещей, бытовой техникой и т.д.

Длительная работа в кабине большегруза тяжела. Согласится на неё на каждый водитель, поэтому дальнобойщиков в России (да и в других странах мира) не хватает — это одна из главных проблем отрасли, о которой часто пишут в СМИ.

Если вы читаете статью о дефиците водителей грузовиков, знайте: речь идёт именно о магистральных перевозках. Найти водителя для работы по городу или по региону гораздо проще, ведь такому сотруднику не нужно будет уезжать в длительные рейсы, и каждый (ну или почти каждый) вечер он сможет проводить дома, с родными и близкими.

Для таких перевозок обычно используют современные автопоезда — тягачи с полуприцепами. Чем комфортнее и современнее тягач, тем проще найти водителя: зачастую от этого зависит его заработная плата. Управлять новым европейским грузовиком легко, а спальник в нём комфортный: для соискателя это наиболее предпочтительный вариант. Труднее найти дальнобойщика, который согласится управлять видавшим виды отечественным большегрузом, например, семилетним КАМАЗ-5490. Перевозчики, в автопарках у которых есть такие машины, обычно предлагают сотрудникам чуть бо́льшую ставку (например, семь рублей за километр вместо шести).

Доставка любого вида груза — сборного, обычного или негабаритного — может быть магистральной. Но именно сборные грузы чаще всего перевозятся между регионами, с одного консолидационного склада на другой, так что перевозка сборного груза (к примеру, посылки, укомплектованные в одном прицепе для доставки в почтовое отделение) — это в подавляющем большинстве случаев именно магистральная перевозка.

Рынок автоперевозок в России неоднороден. На нём представлены крупные игроки, перевозчики федерального уровня, в автопарках которых сотни и даже тысячи тягачей. Но весомую часть рынка (около двух третей) занимают небольшие компании и «частники», индивидуальные предприниматели с одной или несколькими машинами.  Эксперты отмечают, что в последние годы рынок консолидируется — крупные перевозчики наращивают автопарки, а частники и небольшие фирмы уходят из бизнеса.

Магистральные грузоперевозки сегодня не самый рентабельный бизнес. Машины и запчасти резко подорожали после введения санкций, велики и другие сопутствующие расходы: топливо, оплата системы «Платон», зарплаты водителям. Особенно трудно приходится малому бизнесу. Эксперты отмечают, что в последние годы рынок консолидируется — крупные игроки наращивают автопарки, а частники и небольшие фирмы уходят из бизнеса.

В свете последних событий власти пообещали поддержать перевозчиков и временно отключить систему «Платон» — об этом стало известно в начале марта. Но с тех пор никакой информации о грядущем отключении системы не появилось. Владельцы грузового транспорта надеются, что это обещание будет выполнено и издержки на перевозки сократятся.

Магистральные грузоперевозки — неотъемлемая часть экономики, её кровеносные артерии, обеспечивающие бесперебойное движение товаров, и востребованы они будут всегда.

Какие перевозки наиболее востребованы?

Так как чёткого определения магистральных перевозок не существует, то и сравнить их долю в сравнении с региональными возможным не представляется. Для примерного сравнения можно использовать данные производителей шин. Например, портал «5 колесо» в 2016 году сообщал, что около 80% грузовых шин, реализуемых компанией Continental, предназначены для региональных, и лишь около 20% — для магистральных перевозок. У Cordiant доля региональных шин чуть меньше, 68%.

С тех пор прошло шесть лет: грузооборот автомобильного транспорта ощутимо вырос, а значит выросла и средняя дальность перевозки. Но можно предположить, что пропорции сохранились примерно на том же уровне.  

Другие значения

Эпитет «магистральный» стал в логистике общеупотребительным: магистральными часто называют тягачи и грузовые шины.

Магистральные тягачи — это машины, предназначенные для перевозки грузов на большие расстояния. Их непременные атрибуты — спальник и другие удобства для водителя, обеспечивающие отдых в комфортных условиях и вместительные баки, благодаря которым заезжать на АЗС можно реже. Например, шведский автоконцерн Scania на своём официальном сайте пишет, что тягачи серии G — хороший выбор для магистральных перевозок. И действительно, салон у этих машин эргономичный, спальник большой, а двигатели мощные.

Но, повторимся, у эпитета «магистральный» нет чёткого определения. Поэтому дилеры Scania на своих сайтах присваивают такой статус всем без исключения тягачи, в том числе серии P — а они чаще всего используются либо на коротком плече, либо на строительных работах и в некоторых комплектациях спальника вовсе не имеют.

Пожалуй, чаще всего эпитет «магистральный» используют производители грузовых шин. Магистральными шинами они называют шины, предназначенные для дальних перевозок. Такие шины стоят немного дороже региональных: они адаптированы для высоких скоростей и обладают высоким сопротивлением кáчению, что позволяет экономить топливо.

Привет Алиэкспрессу: о чём говорит статус «магистральная перевозка» и когда посылка доедет до почты?

Львиная доля обращений к поисковикам по запросу «магистральная перевозка» связана с крупнейшим азиатским интернет-магазином Алиэкспресс. Клиенты онлайн-площадки, заказавшие тот или иной товар из Китая и ожидающие, когда посылка наконец окажется в отделении почты, в личном кабинете часто видят два статуса почтового отправления:

  • «Принято магистральным перевозчиком» — посылка отгружена со склада продавца и едет к границе страны, в которой находился.

  • «Принято почтой для магистральной перевозки» — посылка пересекла границу и едет в почтовое отделение.

Иными словами, оба статуса означают, что всё хорошо: посылки находятся в процессе перевозки и доставка прибудет в почтовое отделение.

Почему магазин использует термин «магистральный перевозчик» — неясно; возможно, это неточный перевод с китайского на русский, ведь принятая почтой посылка на последней миле нередко доставляется в почтовое отделение легкими коммерческими автомобилями: магистральной такую почтовую перевозку не назовёшь.