Россия поругалась со SWIFT — что это означает для рынка логистики, к каким последствиям в долгосрочной перспективе приведет и для чего вам необходимо пересмотреть стратегию своей работы в самое ближайшее время?
Автор статьи — Михаил Белоусов, основатель «Академии Логистики» и эксперт группы компаний «Маршал».
Международные направления закрыты, и с этим надо смириться.
Самое главное — не паниковать, а выдохнуть, успокоиться, и тщательно проанализировать свою экспедиторскую повестку дня — с какими подрядчиками вы работали, и по каким маршрутам следовали ваши машины. Помните: украинские и приднестровские пункты пропуска временно закрыты, поэтому рассматривать подобные направления — нецелесообразно. Также под угрозой риска находятся и все соседние регионы, будь то Прибалтика или Беларусь.
Советую почаще обращать взор на сводки новостей, чтобы быть в курсе событий и иметь возможность выявить безопасные маршруты для своего бизнеса. Разумеется, ежедневный скроллинг новостной ленты в свете последних событий отнимает время и эмоциональные силы, но если тебе важно сохранить свой бизнес конкурентоспособным на рынке, то других вариантов нет.
Думай, что везешь
В соответствии с недавним подписанным Президентом РФ Владимиром Путиным указом «О применении в целях обеспечения безопасности Российской Федерации специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности», в стране регламентирован перечень зарубежных товаров и оборудования, которые запрещено вывозить из России. К сожалению, с самим списком ознакомиться в данный момент невозможно, но важно знать, что уже сейчас под запретом технологическое, телекоммуникационное и медицинское оборудование, а также транспортные средства, сельхозтехника и электрическая аппаратура. Также своих ограничений в скором времени ожидает и древесина в любом виде.
Чтобы ваши фуры и водители не были задержаны правоохранительными органами, а вы не лишились денег и доверия клиентов, стоит пересмотреть категории товаров, с которыми вы работаете. Если поставка вызывает подозрение о ее легитимности в новых условиях работы, советую отказаться.
Европейский транзит стал в 2-3 раза более затратным
Калининград перестал быть главным перевалочным пунктом европейских поставок. Тот же «Магнит» обращается к услугам наемного транспорта, имея в своем автопарке более 5 000 автомобилей. Кроме обыкновенного увеличения стоимости работ, существенно увеличились и сроки ожидания рейсов, что также необходимо учитывать в «новой реальности» логистического бизнеса.
К слову, досмотры на границе стали существенно жестче и продолжительнее, затрудняя въезд грузовиков в страну. Этот факт также необходимо взять на заметку, чтобы избежать случаев неудобных вопросов от заказчиков, когда их рейс задерживается на неделю.
Задержка выплат
Стоит отметить, что вместо SWIFT российские банки переходят на электронную почту и бумажные платежки. Многие коллеги из банковской сферы прогнозируют возвращение факса, что еще больше затормозит документооборот и обработку платежей. Прогнозировать что-либо в этой ситуации тяжело, особенно учитывая колебания курса валют, санкции к банкам и платежным системам в стране, но налицо уже очевидные изменения привычных таймингов оплат и выставления счетов.
Безусловно, платежи также будут приходить по месту назначения, но необходимо существенно пересмотреть дедлайны получения выплат для своевременных выплат сотрудникам-участникам логистического процесса. В среднем к привычному времени ожидания необходимо добавить лишнюю неделю.
Как адаптироваться в новых условиях работы?
Прежде всего, стоит обратить внимание на подрядчиков из Европы — каких вы боитесь потерять больше всего, и стоит ли данный рейс возможных рисков. Также стоит перерасчитать денежные и трудовые затраты, заложить достаточно времени в рейс для всех возможных форс-мажорных ситуаций.
Самым безопасным выходом из ситуаций в кризисной ситуации может стать более тесная связь с восточным направлением поставок — список заказов из Китая и стран Азии в условиях новой санкционной России обрастает все более привлекательными характеристиками.
Конечно, не всем экспедиторским компаниями под силу перенаправить свой взор на «китайского друга», однако многие независимые экспедиторы, работающие без локальной привязки к месту, способны не только не потерять, но и существенно приумножить свои бюджеты работая по восточному направлению.
Также, помимо направлений, можно изменить и категории товаров, которыми вы занимаетесь. Всегда можно перераспределить свои ориентиры, увеличив, или наоборот, сократив свою специализацию. Главное — выполнять свою работу качественно, в срок и по достаточно конкурентоспособным тарифам для всех участников логистических цепочек.
Правильно перераспределить свои ориентиры в одиночку очень трудно, однако, обратившись к профессионалам с богатым опытом за спиной, можно существенно минимизировать риски в своей работе, открыв новые горизонты логистического бизнеса!