Транспортировка зерновых грузов начинается с правильного выбора техники и контроля её состояния, так как при наличии малейшей щели в кузове груз можно не довезти до пункта назначения, потеряв при этом время, деньги и возможно даже — самого заказчика.
Зерновые и зернобобовые грузы включают следующие с/х-культуры: злаковые (пшеница, рожь, овес, просо, кукуруза, рис), бобовые (горох, фасоль, соя, бобы, чечевица), масленичные (семена льна, подсолнечника, хлопка, клещевины), а также продукты их переработки (мука, крупа, комбикорм, жмых). Сегодня мы разберём процесс их транспортировки на примере зерна, в частности — ячменя.
Правила перевозки зерна
Если вы решили заняться перевозками зерна и зерновых грузов, необходимо учесть, что рентабельности в этой сфере можно достичь лишь при больших объёмах транспортировок. Также будущему перевозчику зерна необходимо учитывать сезонность, так как высокий спрос на эту услугу наблюдается именно в период сбора урожая.
Транспорт для перевозки зерна, именуемый зерновозом, должен соответствовать ряду требований:
- Повышенная проходимость шасси, так как во время сбора урожая перевозка начинается прямо с поля, где собирается зерно. Иначе можно увязнуть уже на старте.
- Соответствующая конструкция кузова: достаточно высоки борта, которые позволят довезти груз до места, но и не будут мешать погрузочно-разгрузочному процессу.
- Полная техническая готовность, в частности — отсутствие щелей, через которые может просыпаться груз.
- Кузов должен пройти санитарную обработку.
- Если перевозка происходит в открытом кузове, зерно, как и другие сыпучие грузы, накрывается специальным тентом — пологом.
Зерновозы
Автомобильные грузоперевозки зерна могут осуществляться разными видами зерновозов. Самый простой и дешёвый вариант — бортовые грузовики, однако разгрузочные мероприятия в таком случае потребуют привлечения дополнительной силы. А чтобы обойтись своими силами при разгрузке, существуют самосвалы. Самосвал чаще всего выбирают для транспортировок зерна массой до двух десятков тонн на относительно короткие расстояния.
Для перевозки зерна на большие расстояния понадобится герметичная конструкция кузова, потому как вероятность, что неблагоприятные погодные условия в пути или элементарная пыль сделают груз непригодным к дальнейшему использованию, очень высока.
В таком случае подойдёт цистерна, однако стоимость перевозки будет выше, чем у транспортировки бортовым грузовиком или самосвалом. Перевезти от 20 до 30 тонн зерна можно задействовав автопоезд: фуру с прицепом. Под погрузку зерна россыпью отлично подходят КАМАЗовские самосвалы.
Первый рейс в автопоезде с прицепом, груженым ячменем
Начинающий YouTube авто-блогер под ником Samosval 57 опубликовал на своём канале видео «Первый рейс с прицепом. Перевозка ячменя. Первые ощущения», где он рассказывает о том, как впервые столкнулся с зерновозом, которым оказался самосвал КАМАЗ, да ещё и с прицепом — то есть автопоезд.
Начинается ролик, длящийся семнадцать с половиной минут, с погрузки и прохождения весового контроля. Загрузка происходит при помощи трактора с ковшом. По словам блогера, всего должно быть загружено 15 или 16 ковшей, и поначалу он даже сомневается, что такой объём вместится. Уже после третьего ковша объём груза в кузове выглядел внушительно, что подчеркнул и сам Samosval 57. В результате в кузов поместилось 12 ковшей, а сколько их оказалось в прицепе — так и осталось за кадром. Пока прицеп ожидает погрузки, шофёр не теряет время даром и сразу зашнуровывает тент на кузове «КамАза».
Где находится начало маршрута этого зерновоза — можно только догадываться. Не исключено, что блогер называет названия населённых пунктов с ошибками, да и сам он признается, что впервые в этих краях. Место, где происходит погрузка, он называет то ли Ольхатовкой, то ли Алексеевкой, а часть пути по полевой дороге — Моховым.
Чтобы выехать с места погрузки, шофёру предстоит проехать на зерновозе 10 километров полевой дороги с грузом весом 23 тонны и 700 кг. Но по мнению Samosval 57, весы могли «наврать», а если верить его профессиональному чутью, то груз, с которым он отправился в рейс, составил приблизительно 25 тонн. Забегая вперёд, раскрываем, что при выгрузке оказалось 24 500 кг.
В пути Samosval 57 следит за температурой и очень осторожничает. Прицеп сильно качает, так как он нагружен больше, чем кузов. И когда он выезжал с полей, зерно просыпалось из борта на передний щит в месте, где стоит уплотнительная резинка, пришлось подбивать его молотком.
По федеральной трассе наш герой также передвигается не без опаски. Он удивляется, как коллеги, едущие навстречу на зерновозах «евриках», мчат со скоростью 100 км/ч — даже «горбатые».
«Это первый рейс с прицепом. Думал, я вообще с места не тронусь», — признаётся автор видео.
Приближаясь к финальной точке маршрута, блогер комментирует, что проехал Свердловский район, Змиёвка (прим. ред. — Орловская область), змиёвскую окружную, после которой до финиша, судя по его рассуждениям, остаётся 15 километров.
«Нормально доехали, без происшествий. Я не ожидал», — резюмирует Samosval 57. Однако уже после первой выгрузки водитель приходит к выводу, что ему нужно приварить стойки в середине прицепа, чтобы не распирало борта.
На 16-й минуте видео мы видим вторую погрузку за смену. «Погрузка с боковым тентом — очень удобно», — комментирует процесс Samosval 57. На асфальтовую дорогу его гружёный зерновоз с прицепом выезжает затемно. К этому моменту на приборной панели перегорает лампочка температуры, но, по словам блогера, всё нормально. Он снова едет мимо Змиёвки, но уже в потёмках, за кабиной всё те же кузов и прицеп, груженые 25-ю тоннами ячменя.
В комментариях к этому ролику опытные коллеги делятся с молодым водителем зерновоза ценными советами. Канал Samosval 57 ведёт примерно на протяжении одного года, а у него уже почти 3 500 подписчиков. Сегодня там есть и другие видео, посвящённые перевозке зерна и работе на камазовском самосвале в целом.