← Дзен

«Ни кафе, ни девчонок»: как работает водитель самого большого российского грузовика

Рассказываем о водителе 200-тоного автопоезда — самого грузоподъёмного российского тягача, который произведён всего в нескольких экземплярах и трудится в экстремальных условиях Крайнего Севера.

Гигантский автопоезд Тонар-7502 съезжает на обочину, чтобы пропустить идущие навстречу большегрузы. Техническую дорогу узкой не назовёшь, но машины здесь ездят огромные: разойтись тяжело. А ещё встречные грузовики оставляют за собой облака пыли: нужно подождать, пока она уляжется.

Евгений работает водителем Тонара уже несколько лет. О трудной, опасной и очень интересной работе он рассказывает подписчикам своего YouTube-канала. Водитель трудится в Якутии, на Верхнемунском месторождении. На Тонаре он возит руду с месторождения на обогатительную фабрику по 180-километровой технологической дороге.

— 760 «лошадок» в машине, двигатель — Cummins, с турбиной. Коробка Allison, автомат, шестиступка. Пустая тара 90 тонн, общая снаряжённая масса 220 тонн вместе с грузом, — отвечает Евгений на вопросы подписчиков, которые интересуются необычным грузовиком. — Расход топлива 200-215 литров на сотню, максимальная скорость 60 километров в час.


Тонар-7502 был разработан подмосковным предприятием специально для Удачнинского ГОК. Конечно, сравнивать его с обычными автопоездами некорректно: на дороги общего пользования Тонару путь заказан. Однако машина по праву может называться самым большим российским автопоездом и самым грузоподъёмным грузовиком: «карьерники» от КамАЗа столько не увезут. Поспорить с Тонаром по грузоподъемности могут белорусские БелАЗы, но и это сравнение будет неуместным: БелАЗ предназначен для работы именно в карьерах, а Тонар - для перевозок по техническим дорогам.

Работать на севере трудно не только людям, но и технике. Евгений рассказывает, что в сильные морозы технику на ночь не глушат — иначе наутро она не заведётся.

— Подписчики спрашивают меня, каковы условия работы, какие объекты есть на дороге, есть ли стоянки, кафешки, вплоть до девчонок! Эта дорога — технологическая, это не федеральная трасса. Поэтому на дороге ничего нет, ни кафе, ни девчонок, только карманы, — объясняет Евгений подписчикам, не знакомым со спецификой горнообогатительной отрасли.


Евгений работает периодами по два месяца. Вахтой он эти периоды не называет: «После вахты приезжаешь и отдыхаешь, а у нас приезжаешь и ещё на заводе работаешь, так что не вахта, а командировка».

— Это негабаритная машина, она не предназначена для общих дорог, и даже права на неё нужны необычные, тракторные, как минимум А3, а ещё СЕ на прицеп, — объясняет водитель.

Удобств в грузовике минимум: магнитола да печка. Последняя работает исправно, но когда температура опускается ниже –40 (в Якутии это обычное дело), от окон всё равно начинает сквозить холодом: приходится работать в кофте. Спальника нет, и это, на первый взгляд, неудивительно: 180 километров машина преодолевает за несколько часов, а спит водитель на базе. Но иногда в пути случаются поломки, и тогда приходится ждать сервисную службу.

— Ты должен остановиться, посмотреть, что сломалось, взять спутниковый телефон (обычной связи здесь нет), позвонить в техслужбу и ждать специалистов. Бывало такое, что я проводил в машине сутки, 24 часа, были у меня такие рейсы «шикарные», когда приехала техничка, а запчасть не подошла — не тот кардан захватили. Приехали за 140 километров, развернулись и обратно уехали.

Случаются на технологической дороге и ДТП. Однажды Евгений заметил лежащий в кювете самосвал Scania.


— Scania у нас тут легла. Не повезло пареньку, завалился перед новым годом. Но жив, здоров, всё обошлось. После таких случаев и работать, наверное, уже не хочется. Очень опасны обочины, обрывы. Этому водителю повезло, машина была пустой, кабина лишь немного замялась. А если груженая, можно прилечь так прилечь. Братан, не переживай, металл есть металл! Давайте пожелаем водителю, чтобы у него в новом году было всё хорошо, — призывает подписчиков Евгений.

А ещё на дороге часто встречаются обитающие в якутской тайге звери. Евгений подкармливает лисиц и ворон.


Встречаются и более экзотические животные — два года назад прямо на обочине дороги поселился овцебык. Эти необычные животные жили в Якутии много сотен лет назад и полностью вымерли, но в ХХ веке их снова завезли в северные регионы. Теперь популяция медленно восстанавливается.

Евгений называет Тонар-7502 большим братом и даже другом. Он любит свою непростую работу и относится к ней с душой — поэтому видеоролики, записанные водителем, собирают сотни лайков.

Фото: youtube.com, vk.com