← Дзен

Тарифы на перевозку продуктов хотят заморозить

fleetcomplete.com

В эффективность предложенной властями меры не верят ни перевозчики, ни производители.

Вчера, 8 февраля в Минтрансе состоялось совещание, на котором обсуждался рост цен на продукты питания. Для решения проблемы чиновники предложили порекомендовать автоперевозчикам не повышать тарифы на перевозку социально значимых продуктов — об этом сообщает «Коммерсантъ».

Источник издания в Минпромторге отмечает, что тарифы на автоперевозки в 2021 году выросли примерно на 30%. В Минсельхозе журналистам напомнили, что отраслевые организации объяснили ситуацию увеличением издержек перевозчиков: подорожанием топлива и транспорта, а также дефицитом водителей.

Интересна реакция ФАС: в антимонопольной службе признали, что тарифы на перевозки формируются в условиях конкуренции, но отметили, что на фоне роста цен на продукты все участники товаропроводящей цепочки должны придерживаться принципа «ответственного ценообразования».

Заместитель председателя правления «Руспродсоюза» Дмитрий Леонов оценивает долю логистики в итоговой стоимости продуктов растительного происхождения в 13-20%.

По мнению руководителя Национальной мясной ассоциации Сергея Юшина, административное сдерживание цен в отрасли с огромным количеством участников не сработает. Оно может обернуться серьёзными проблемами: оттоком водителей (которых и без того не хватает), экономией на обслуживании транспорта и общим снижением финансовой устойчивости предприятий.

В Национальном Союзе хлебопечения опасаются, что искусственное сдерживание роста цен может разбалансировать рынок и приводят в пример соглашение о фиксации стоимости сахара и подсолнечного масла: в период его действия оптовые цены на эти товары превысили розничные.

В Российском автотранспортном союзе перевозчикам рекомендуют заключать долгосрочные (от года) контракты с возможностью индексации в зависимости от различных факторов. Недавно о таком подходе к ценообразованию нам рассказал руководитель транспортной компании «ЛидерТранс» Михаил Устюжанин. Предприниматель назвал его эффективным, но отметил, что в России он непопулярен:

— У нас и перевозчики, и их клиенты нередко становятся заложниками контрактных обязательств. Когда тендер заключён на полгода-год, а поменять тарифы нельзя, начинается чехарда: незакрытые рейсы, двух-трёхдневные опоздания на погрузку, ненужные разговоры о том, что перевозчики якобы «выкручивают руки». Клиентов в нашем портфеле более тысячи, и лишь двое или трое из них прописали в контракте формулы изменения тарифов в зависимости от колебаний стоимости топлива и курсов валют. 

В Национальном союзе экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) отмечают, что даже долгосрочные контракты не могут защитить от непреодолимых обстоятельств и приводят в пример ограничения на границе с Евросоюзом, из-за которых бизнес до сих пор несёт убытки. По мнению исполнительного директора СЭЛ Ольги Федоткиной, искусственная заморозка тарифов проблему не решит: необходим комплексный подход. С ней согласен директор по развитию бизнеса FM Logistic в России Алексей Мисаилов. В качестве возможной меры он предлагает оказывать перевозчикам господдержку — по аналогии с производителями сельхозпродукции.

Напомним, летом 2021 года отраслевые союзы поставщиков пожаловались властям на подорожание автоперевозок и дефицит транспорта. 24 августа вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Минтрансу, Минсельхозу и Минпромторгу проработать меры, которые помогут снизить тарифы на перевозки. В начале сентября одна из таких мер была озвучена: замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов заявил, что в период сбора овощей фурам разрешат перевозить продукты питания с превышением максимальной нагрузки на ось.

Увеличение расходов на логистику замечают производители не только сельскохозяйственной продукции, но и других товаров: детского питания, кондитерских изделий и тд.

По данным Биржи грузоперевозок ATI.SU, в 2021 году средняя стоимость перевозки выросла с 35,1 до 45,3 тысяч рублей, прибавив почти 30%. При этом перевозчики отмечают, что на фоне роста ставок рентабельность бизнеса остаётся чрезвычайно низкой из-за стремительного роста цен на дизельное топливо, грузовики и запчасти.