В прошлом году рынок грузоперевозок в России упал почти на 6% на фоне ковидных ограничений, как сообщил Росстат. Но сейчас отрасль восстанавливается и уже сталкивается с нехваткой техники и ростом затрат на обновление автопарка.
Взять коммерческий транспорт в лизинг — самый привычный для транспортных компаний способ покупки, но не самый выгодный и удобный. У операционной аренды полуприцепов есть как минимум пять преимуществ.
Операционная аренда — относительно новый продукт на российском рынке, но потенциально востребованный. В Полуприцеп.рф эту услугу запустили только в конце 2019 года, а сейчас так отгружают 40% техники — шторных полуприцепов (стандартных и удлиненных), контейнеровозов и рефрижераторов.
По словам исполнительного директора Полуприцеп.рф Евгения Поправка, операционная аренда востребована двумя категориями клиентов. Во-первых, она интересна транспортным компаниям, которые увеличивают объем перевозок и активно расширяют свой автопарк. Во-вторых, много заказов от партнеров, которые напрямую не занимаются транспортным бизнесом: производственных компаний, ритейл-сетей и прочее. Собственный автопарк позволяет им закрыть внутренние процессы и не зависеть от подрядчиков. Но закупка техники требует серьезных вложений, хотя этот же капитал лучше было бы инвестировать в масштабирование основного бизнеса — туда, где компания хорошо умеет зарабатывать. Аренда позволяет сократить эти расходы.
Какие преимущества может предложить операционная аренда?
1. Рост выручки на 30%
«Мы много общаемся с нашими клиентами-перевозчиками, хорошо знаем финансовую модель их бизнеса, — рассказывает Евгений Поправка. — И расчеты показывают, что аренда позволяет им получать выручку на 30% больше, чем при лизинге».
Это связано с тем, что в операционной аренде нет первоначального взноса, который в лизинге составляет до 49% стоимости полуприцепа. Есть только обеспечительный платеж в 100 тысяч рублей, который возвращается после завершения аренды.
Поэтому транспортная компания может взять полуприцепы в аренду, а на сэкономленные на первоначальных взносах деньги оформить в лизинг больше тягачей.
Рассмотрим на примере. Допустим, собственного капитала компании хватает на покупку 10 сцепок в лизинг при первоначальном взносе в 20% от стоимости техники. Но если перевозчик возьмет полуприцепы в аренду, то сэкономит на первоначальном взносе за них и сможет вместо 10 тягачей приобрести в лизинг уже 13. В результате на тот же собственный капитал компания получит на три сцепки больше. Это значит, что ее операционная выручка увеличится на 30%. При этом, если компания решит со временем продать технику, остаточная стоимость 13 тягачей будет сопоставима с остаточной стоимостью 10 сцепок. И дополнительно она получит назад сумму обеспечительных платежей за 13 полуприцепов, взятых в аренду.
2. Снижение кредитной нагрузки
«Большинство перевозчиков для расширения автопарка используют кредитное плечо, и лимит финансирования напрямую зависит от размера собственного капитала компании, — отмечает Евгений Поправка. — Условно, если у компании есть 2 млн рублей своих средств, она может взять технику в лизинг еще на 8 млн рублей».
Арендованные полуприцепы не увеличивают долговую нагрузку компании. Соотношение собственного капитала к заемному не меняется, что дает дополнительный потенциал для привлечения внешнего финансирования. При этом операционная выручка и общий объем грузоперевозок растут.
3. Гибкое формирование автопарка
При операционной аренде у транспортной компании появляется и другое конкурентное преимущество — гибкость в услугах, которые она может оказывать. «Допустим, клиент взял в аренду шторный полуприцеп, но через какое-то время контракт на такие перевозки у него закончился. Зато появился новый, скажем, на контейнерные перевозки, — поясняет Евгений Поправка. — И в рамках действующего договора с Полуприцеп.рф он может быстро поменять тип арендованного полуприцепа».
По сути, такая гибкость позволяет перевозчикам выбирать самые выгодные для себя контракты и под них брать в аренду полуприцепы. Если контракт вдруг досрочно закончится и компания не найдет нового заказчика на таких же привлекательных условиях, она сможет просто вернуть полуприцепы арендодателю.
Это делает бизнес более рентабельным. А при лизинге транспортной компании приходится брать даже неинтересные ей контракты, чтобы купленная техника не простаивала и продолжала приносить хоть какие-то деньги на покрытие ежемесячных платежей.
«Ситуация на рынке меняется, а лизинг — это всегда долгосрочные обязательства. В отличие от него, операционная аренда подразумевает легкий вход и легкий выход: контракт можно заключить всего на шесть месяцев, — отмечает эксперт. — Во время пандемии, когда объемы перевозок повсеместно упали, транспортные компании были вынуждены платить лизинговые платежи или договариваться о лизинговых каникулах. Тогда как компании, которые работали по договору операционной аренды, смогли просто вернуть полуприцепы без каких-либо штрафных санкций».
4. Прогнозируемые расходы на сервис
Кроме того, операционная аренда облегчает финансовое планирование: в сервисный контракт, предусмотренный договором, включены страхование, техническое обслуживание, замена расходников и резины. Ежемесячные расходы фиксированы, и клиент Полуприцеп.рф точно знает, что никаких дополнительных издержек не появится.
Транспорт по таким контрактам обслуживается в аккредитованных сервисных центрах. Сейчас большая часть полуприцепов в аренде — техника марки Schmitz. Это самая продаваемая марка в России, по всей стране открыто около 70 официальных сервисных центров, которые перекрывают основные регионы и магистрали. При этом, если у клиента есть партнерский сервис, ТО в котором обходится дешевле, можно заключить контракт с обслуживанием в таком центре.
5. Быстрое оформление онлайн
Наконец, оформление договора операционной аренды отличается от лизинговых процедур. «Лизинг базово занимает 2–3 недели, потому что в сделке больше участников, а сам процесс сложнее, — говорит Евгений Поправка. — Аренда оформляется быстрее и проще: за один день наши специалисты проводят скоринг по четырем документам, выносят заключение и формируют электронный договор. Фактически, технику можно забрать уже на следующий день после заказа».
Эксперт рассказывает, что 9 из 10 клиентов Полуприцеп.рф оформляют операционную аренду дистанционно. Водитель приезжает на площадку в Москве, только чтобы забрать технику. Также есть услуга по доставке полуприцепов и их возврату по завершении аренды. Кроме того, полуприцеп могут доукомплектовать необходимым перевозчику оборудованием и сделать брендирование. Клиент может и сам поставить любое навесное оборудование, запрещены только конструктивные изменения.
Никаких особых ограничений по эксплуатации нет, все стандартно: нельзя нарушать законодательные нормативы по разрешенной загрузке. А эксплуатировать технику можно в России, странах СНГ и Европы.
«Если в прошлом году транспортные компании с большой осторожностью смотрели в будущее и не спешили тратить деньги на закупку техники, то сейчас есть много игроков, которые стремятся увеличить свою долю на рынке, — уверен Евгений Поправка. — И операционная аренда полуприцепов оптимально подходит для этой цели».
Текст предоставлен пресс-службой компании Полуприцеп.РФ