← Дзен

Нажмём на газ, или Почему цены на бензин растут 10 недель подряд?

m.severpost.ru

Цены на бензин на территории Российской Федерации, под конец первой недели декабря, беспрестанно повышались вот уже 10 недель подряд, причём темп, с которым они растут, ускорялся с каждым днём.

Как сообщали Интерфакс и Вести.Ру, за первую неделю месяца цена Аи-92 в среднем выросла  до 47,11 ₽ — за 1 л,  то есть на 20 копеек, в свою очередь, Аи-95 подорожал до 52,14 ₽ за 1 л, его цена стала выше на 22 копейки, а цена Аи-100 достигла 59,88 ₽ за 1 л, поднявшись на 24 копейки.

По данным МТА (Московская топливная ассоциация), в столице бензин дорожал на заправках "ТНК-Столицы" и "РН-Москвы", Газпром нефти", "Нефтьмагистрали", "Петрол Комплекса", Shell, "Лукойла" и "Татнефти".

Тем временем дизельное топливо по-прежнему стоило дороже 95-го бензина, цена ДТ составляла 52,67 ₽ за 1 литр: +21 копейка — в сравнении с январскими показателями.

В целом, по России, согласно сообщению Росстата, уже в ноябре повышение цен на бензин было отмечено в 70-ти центрах субъектов РФ, наибольший рост цен был отмечен в Абакане и Чите — на 0,7%, а рекордсменом стал Магадан — 0,8%.

Немного конспирологии

Как известно, на формирование итоговой цены на бензин в России влияют НДС и акцизы. Налог на добавленную стоимость  занимает 20%, а ещё 21%  — это акцизы. Их величину устанавливает правительство, и они не зависят от каких-либо тенденций в мировой экономической повестке.  С 2014 года акцизы увеличивались ежегодно, что привело к их росту в 2,5 раза за почти 8-летний период.

На этом фоне вице-премьер РФ Юрий Борисов сообщил, что в нашей стране уже сегодня есть все базовые условия, необходимые, чтобы совершить масштабный перевод на газ автотранспорта.

Также он отметил, что газомоторное топливо — наиболее перспективный заменитель бензинов и дизтоплива благодаря низкой себестоимости и невысокой затратности при переводе ТС на него, и подчеркнул: транспортная отрасль стоит на пороге перед глобальным переходом к новым источникам энергии: природному газу, электричеству, водороду, и это касается автомобилей прежде всего.

Только за последние 3 года в РФ автомобильный парк ТС, работающих на газомоторном топливе вырос более чем в 2 раза — с 93 000 до 227 000 единиц. В свою очередь число газозаправочных станций на территории страны за этот период увеличилось с 298-ми до 650-ти.

В связи с этим в профессиональных кругах возникли домыслы о том, что власти сознательно создают условия для того, чтобы как можно больше автомобилей в России было переведено на газ. И это может быть ответом на вопрос: почему  дорожают бензины и ДТ?

В то же время с утверждениями Юрия Борисова готовы поспорить многие перевозчики, оснастившие свой транспорт газомоторным оборудованием: цены на ГМТ растут очень резко.

Ниже инфляции

Тем не менее нельзя сказать, что Правительство совсем не интересуются ценами на бензин в розничной торговле и пустило их на самотёк.

С середины 2021 года обновилась формула «демпфирующего» механизма обратного акциза на нефть, призванные увеличить размер компенсации бюджетных средств в адрес нефтеперерабатывающих заводов. Нововведения были закреплены законопроектом «О внесении изменений в статью 200 части второй Налогового кодекса РФ» (в части, затрагивающей корректировку механизма демпфирования).

Само же решение оптимизировать механизма демпфирования, позволяющего минимизировать влияние колебаний мировых цен на нефть на цены внутреннего розничного рынка нефтепродуктов в части корректировки параметров для увеличения размера компенсации, было принято ещё в начале текущего года.

Впервые данный механизм в России применили в 2019 году. Благодаря его эффективности рост цен бензинов на автомобильных заправочных станциях в 2019-м оказался сопоставимым с инфляцией, а год назад он составил 2,5%, то есть оказался ниже инфляции почти в 2 раза, и это рекордно низкие показатели, установленные на протяжении нескольких ближайших лет.

Поправками была обеспечена коррекция формулы расчёта демпфера, условных значений средних оптовых цен для реализации автомобильных бензинов и дизтоплива в РФ, а также параметров их индексации с 1 мая 2021-го по 2024-й год.

Согласно новому законопроекту, с начала мая по конец декабря 2021 года базовая цена на бензин в формуле расчета демпфера должна была составить 52300  ₽ за 1 т, в течение 2022-го — 55200₽ за 1 т, в 2023-м —  56900₽ за 1 т, в 2024-м —  58650₽ за 1 т, а для дизельного топлива базовая цена в 2021 году должна была продержаться на уровне 50700 ₽ за 1 т, в течение 2022-го —  52250₽ за 1 т, в 2023-м —  53850₽ за 1 т, в 2024-м — 55500₽ за 1 т. Также в документе была прописана компенсация нефтедобывающими компаниями в размере половины расходов бюджета —  благодаря поднятию налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в отношении нефти.

По словам главы Минэнерго Николая Шульгинова, внесённые поправки должны стабилизировать цены внутреннего рынка в период увеличения цен на мировом нефтяном рынке, понизить давление на розничные цены у независимых нефтяных трейдеров. Так, власти рассчитывали предотвратить увеличение цен на автомобильных заправочных станциях в рамках размеров годовой инфляции, удерживая доступные цены на топливо для жителей РФ, наряду с адекватной доходностью бизнеса, которая помогла бы избежать необоснованного повышения розничных цен.


Роман Кадулин