Экономия 50%, окупаемость 1 месяц, разделите свою жизнь на ДО и ПОСЛЕ. Рекламные слоганы компаний интеграторов систем спутникового мониторинга транспорта очень агрессивны и заманчивы и в подсознании большинства транспортников уже не воспринимаются всерьез.
Когда системы спутникового мониторинга транспорта впервые стали использоваться для оптимизации работы автопарка?
Развитие рынка навигации в России и странах СНГ началось в конце 90-х, начале нулевых годов. Понятное дело, что устройства были максимально примитивны и никакой передачи данных в режиме реального времени не было и близко. Мобильный интернет был чем-то из разряда фантастики, да и погрешность GPS спутников (ГЛОНАСС в тот момент для гражданских целей не использовался) была прилична. Готовое решение было фактически оффлайн-GPS-чёрным ящиком, который подключался к штатному датчику топлива и требовал постоянной выгрузки данных на рабочий компьютер. Стоило это как крыло самолета, поэтому пионерами-инноваторами, согласившимися на эксперимент с установкой GPS-ов могли стать только крупные состоятельные компании. Боли, решаемые тогда была довольно банальны, но очень остры:
- сделайте так, чтобы водители не воровали топливо;
- сделайте так, чтобы водители не "левачили".
Первые системы мониторинга стали настоящим прорывом. GPS действительно давал огромный результат только по факту установки и последующего минимального контроля. При всей свой неказистости и огромном количестве ошибок экономический эффект внедрения мог достигать 70% затрат от стоимости эксплуатации. Действительно окупаемость была очень быстрая, ранее практиковавшееся воровство ГСМ в промышленных масштабах было прекращено, а небольшие сливы и отключение оборудования "когда нужно" не так сильно били по карману бизнеса.
Человек очень быстро приспосабливается к трудностям: первичный шок водителей довольно быстро прошел и первые способы обмануть GPS начали передаваться из уст в уста по рациям, на стоянках, заправках и уже появившихся тогда форумах. Началась борьба разработчиков навигации и вандалов-водителей. Автотрекеры били шокером, заливали водой и кислотой, накрывали фольгой и металлом. Каждый изъян оборудования со временем исправлялся, программы для диспетчеров становились удобнее.
Экономический рост начала нулевых и первые кейсы успешного внедрения сильно разогнали рынок навигации. Также очень быстро развивался рынок операторов сотовой связи, начал появляться первый интернет в мобильных устройствах, его скорость, качество с каждым годом росли, а стоимость по мере развития конкуренции только снижалась. Благодаря этим факторам GPS мониторинг впервые стал работать в режиме реального времени. Михаил Прохоров на публичной встрече с президентом России рассказывал о внедрении топливных датчиков и GPS, о фантастической экономии и увольнении за воровство большого количества водителей на предприятии "Норильский Никель".
Когда "начался" ГЛОНАСС?
14 февраля 2009 года был принят Федеральный закон N 22. Он фактически изменил весь рынок уже ГЛОНАСС/GPS мониторинга транспорта. Если не вдаваться в подробности, то президент Медведев дал старт развитию спутниковой системы ГЛОНАСС для гражданский целей.
Весь государственный транспорт должен был оснащаться аппаратурой спутниковой навигации, с установленным приемником, принимающим сигнал ГЛОНАСС, а все электронные устройства, ввозимые в Россию и имеющие в своем составе навигационный приемник, должны оснащаться мультисистемным компонентом, принимающим и американский спутники GPS и Российские ГЛОНАСС.
Информационная поддержка и большое количество тендеров на закупку ГЛОНАССа привели на рынок тысячи небольших предпринимателей, что в свою очередь привело к развитию конкурентного рынка производителей ГЛОНАСС/GPS трекеров.
Конкуренция и открытый рынок по законам экономики = повышение доступности готового решения, помогли в этом и мобильные операторы, разработавшие специальные тарифы для М2М решений, без голосовой связи и с минимальным объемом передаваемой на сервер информации. Популяризация ГЛОНАСС сделала услугу мониторинга транспорта по-настоящему массовой и доступной даже для компаний малого бизнеса.
Почему ГЛОНАСС перестал экономить просто от того, что его установили?
Совпало сразу несколько факторов.
Во-первых, мониторинг транспорта начал активно распространяться в самом массовом (по количеству компаний и ИП) сегменте — малом и среднем бизнесе. Специфика таких организаций всем известна — рук всегда не хватает, а руководитель многорукий многоног, пытающийся уследить абсолютно за каждым процессом своего детища. Собственник услышал, что ГЛОНАСС интересная тема, купил (часто выбирая то, что подешевле) и иногда заходит в программу. Если все-таки функция мониторинга делегирована — то результат без сомнений лучше, но все будет зависеть от профессионализма и ответственности человека взявшего в свои руки функцию управления автопарком.
Во-вторых, тысячи небольших компаний интеграторов систем мониторинга, ворвавшихся на рынок в период активной коммерциализации ГЛОНАСС предоставляют крайне низкий уровень продукта.
По статистике 9 из 10 таких предприятий это фирмы "имени меня" с 1-2 сотрудниками, отвечающими за все. Они продают следилку, чаще всего конкурируя друг с другом только по цене, но при этом пропускают этап выяснения реальной потребности, комплексного внедрения продукта и обучения персонала потребителя. Ни настроенных отчетов, ни применения сработавших практик, ни даже минимального консалтинга об эффективном управлении автопарком. Это огромная проблема, которая кидает тень на весь рынок, именно поэтому часть уже установивших ГЛОНАСС компаний считают, что он не работает.
Третий фактор складывается из первых двух. Компания купившая систему мониторинга видит маршрут, видит пробег, видит даже объем заправок и средний расход, но не делает никаких выводов и и не принимает управленческих решений. Литры и километры ни о чем не говорят, а минимального учета затрат, подсчета эффективности и окупаемости, к сожалению, нет. Компания, продавшая эту систему, не хочет разбираться в управлении автопарком, они уже долгое время ставят ГЛОНАСС и датчики топлива, вроде работает и вроде нравится. Клиент ждет консалтинга, опыта поставщика в сокращении расходов на содержание, а получает следилку и "жука", перемещающегося по карте.
К сожалению, ни один инструмент снижения издержек для бизнеса не является волшебной палочкой, приносящей дополнительную прибыль просто после установки. Не является исключением и система мониторинга транспорта, хоть это и отличный инструмент сбора независимых данных и оперативного управления автопарком. ГЛОНАСС работает и он эффективен, но только при соблюдении ряда правил.
Правило номер 1
Важны не литры или километры, считайте деньги. К сожалению, большинство продолжает управлять процессом эксплуатации транспортных средств в экселе или на листочках + применяют периодический или повременной контроль (когда вспомнил или накипело). Отработал в минус — начал ругаться смотреть накладные и акты по расходам, машина встала на капитальный ремонт — начал ругаться и смотреть, своевременно ли обслуживали.
У многих уже установлен ГЛОНАСС, но большинство даже не подозревают была ли экономия или нет. На ощущениях вроде всё нормально, но цифр нет. А управление бизнес-процессами на ощущениях смертеподобно для любой компании. Каждый владелец коммерческого транспорта обязан знать стоимость 1 км пути по каждой единице техники. Это ключевой показатель эффективности (KPI) процесса эксплуатации автопарка и мерило продуктивности главного механика или завгара.
Кстати, сервис, позволяющий вести учёт всех затрат на эксплуатацию автопарка, называется Завгар Онлайн. Он собирает в автоматическом режиме данные из разных систем, используемых в транспортном отделе (топливные карты, GPS/ГЛОНАСС мониторинг, штрафы ГИБДД и т.д.) и выдаёт руководителю столь желанную стоимость 1 км пути и рекомендации по снижению каждой из статей. При этом система не заменяет ответственного за автопарк, а помогает и усиливает его, убирая часы рутинных операций и переводя его на новый уровень — управление, основываясь на цифрах.
Кстати, минимальный функционал Завгар Онлайн независимо от количества транспортных средств полностью бесплатный, а любой из платных тарифов можно протестировать без оплаты и привязки карты в течение 14 дней.
https://web.zavgar.online/register
Правило номер 2
Внедрение продукта — ключевой фактор будущей экономии издержек. Как при строительстве дома ключевым элементом является фундамент, так при запуске системы управления автопарком или любого другого бизнес софта важнейшей стадией является запуск. При выборе решения уточните у потенциального поставщика о процедуре внедрения. Как оно будет происходить, какие успешные кейсы в Вашей сфере уже реализованы, какой функционал дал максимальную отдачу на единицу вложенного времени и т.д. Желательно, чтобы у Вашего поставщика были узкоспециализированные специалисты, занимающиеся исключительно внедрением продукта, пусть и удаленно.
Никакого совмещения с тех. поддержкой или отделом продаж: только в таком случае Вы сможете получить действительно классный результат при установке ГЛОНАСС/GPS. Потратив несколько часов вначале, Вы сэкономите сотни и тысячи часов в будущем, а также получите действительно 20-30% экономии от стоимости эксплуатации. При автопарке даже в 20-30 ед. это миллионы рублей в год, потенциально направляемых в развитие компании, закрытие кредитов, лизингов и т.п.
Правило номер 3
Непрерывное улучшение. Современные реалии бизнеса заставляют предпринимателей постоянно развивать свои системы во всех направлениях. Системное, развивающийся предприятие устойчиво и любой, даже самый серьезный кризис ему нипочем. Развитие транспортного участка — постоянный процесс, внедрив систему ГЛОНАСС/GPS мониторинга и дополнив её интеграцией с системой управления автопарком Завгар Онлайн у Вас появятся цифры.
Далее мы рекомендуем запускать управленческие проекты (спринты) на месяц, цель которых работа над одним конкретным показателем, а точнее над снижением его издержек.
Для примера, мы подготовили пару статей с нашими рекомендациями по опыту внедрения продуктов управления транспортом:
8 причин повышенного расхода топлива и эффективные способы его снижения
Как корпоративному автопарку сократить расходы на покупку запчастей на 20% с помощью Завгар Онлайн?
Постоянно наблюдайте за цифрами, выявляйте аномалии, боритесь за эффективность каждого пройденного километра!
Вывод:
ГЛОНАСС работает, только если отнестись к его внедрению серьёзно. К сожалению, факт установки больше не действует магическим образом на расходы компании. Мы рекомендуем использовать связку "система ГЛОНАСС/GPS мониторинга + система управления автопарком". Первая в этом случае будет являться поставщиком качественных, независимых данных, вторая проанализирует эти данные, выявит аномалии и предоставит цифры (а точнее деньги). На основе этого и должна строиться работа предприятия, эксплуатирующего коммерческий транспорт. Построение конкурентоспособной компании на ощущениях больше не возможно!
Минимальный функционал Завгар Онлайн независимо от количества транспортных средств полностью бесплатный, а любой из платных тарифов можно протестировать без оплаты и привязки карты в течение 14 дней.